Трагически короткой оказалась жизнь Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827) – поэта, философа, литературного критика, основателя отечественной философской эстетики. Дмитрий Веневитинов получил блестящее домашнее образование, окончил Московский университет как вольнослушатель и был приглашен на службу в Московскую архивную комиссию при Коллегии иностранных дел. Природа щедро одарила его талантами: он был прекрасным лириком, вдумчивым литературным критиком и глубоким мыслителем. Создавая лирические стихотворения, поэт черпал вдохновение в окружающей его реальности:
Открой глаза на всю природу, –
Мне тайный голос отвечал, –
Но дай им выбор и свободу.
Твой час еще не наступал:
Теперь гонись за жизнью дивной
И каждый миг в ней воскрешай,
На каждый звук её призывной, –
Отзывной песнью отвечай!
В 1821–1824 годах, будучи вольнослушателем Московского университета, совместно с В. Ф. Одоевским он создал кружок, известный под названием «Общество любомудрия». Это было увлечением философией Шеллинга, Канта, но не подражание немецким классикам, а попытка с их помощью осмыслить самобытный исторический путь России, предназначение человека, проблемы национального самосознания. В «Обществе любомудров» Веневитинов был интеллектуальным лидером и выдвигал перед своими единомышленниками и перед собой цель - создать оригинальную русскую философию. Стихотворения Дмитрия Веневитинова, выражающие основные представления о роли творческой личности в социуме, стоят в одном ряду философской поэзии со стихами А. С. Пушкина. Со второй половины 20-х годов Пушкин все чаще обращался к медитативному жанру, создавая стихотворения «Воспоминание», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия», «Вновь я посетил...» и другие.
После восстания декабристов В. Ф. Одоевский и Д. В. Веневитинов, заботясь о безопасности своих друзей, прекратили деятельность «Общества любомудров», не желая «привлечь на себя подозрения полиции». Но не распались дружеские связи, не исчезло увлечение к познанию предназначения Человека. В 1826 году (переезд Пушкина из Михайловского в Москву) стал значимым событием культурной жизни первопрестольной. Пушкин, бывая в домах своих друзей, читал свои новые стихи и историческую трагедию «Борис Годунов», созданную в период михайловской ссылки в 1824 - 1825 году. Исследователи называют всего шесть таких «чтений», а два из них состоялись в доме Веневитиновых - 26 сентября (в день рождения Дмитрия) и 12 октября 1826 года. В трагедии «Борис Годунов» отразились наблюдения Пушкина за жизнью обитателей и посетителей Святогорского монастыря, величие высокого городища древнего города Воронич, рассказы странников о «преданьях старины глубокой», услышанные на Святогорской ярмарке, но, прежде всего, исторические реалии, почерпнутые из книг и документов монастырской библиотеки.
А. С. Пушкин поддерживал родственные отношения с семьей Веневитиновых, являясь четвероюродным братом Дмитрия по материнской линии, и, приезжая в Москву, он часто посещал их дом в Кривоколенном переулке. Разница в возрасте между Пушкиным и Веневитиновым - шесть лет, что позволило исследователям называть Дмитрия Веневитинова «младшим современником» Пушкина. Но эта характеристика - слишком общая: Пушкин и Веневитинов были братьями, друзьями, единомышленниками и сотрудниками в созданном ими журнале «Московский вестник». Свое счастье и гордость общения с Пушкиным Веневитинов отразил в стихотворении «К Пушкину», написанном в конце сентября – середине октября 1826 года:
… Известно мне: доступен гений
Для гласа искренних сердец.
К тебе, возвышенный певец,
Взываю с жаром песнопений.
Рассей на миг восторг святой,
Раздумье творческого духа
И снисходительного слуха
Младую музу удостой...
В начале ноября 1826 года Веневитинов переезжает в Санкт-Петербург. В северной столице он был принят на службу в департамент Коллегии иностранных дел. Этот переезд вызвал губительное ухудшение здоровья, что вместе с угнетенным настроением в обществе, личной драмой привело поэта к ранней и неожиданной смерти. Последнее стихотворение Веневитинова, созданное в 1827 году, посвящено теме предназначения поэзии на Земле:
Люби питомца вдохновенья
И гордый ум пред ним склоняй;
Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй.
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренных уроков,
С глаголом неба на земле.
Судьба Дмитрия Веневитинова, его лирика, первые философские и литературно-критические опыты, ранняя смерть навсегда остались в истории русской поэзии символом прекрасной молодости любви, высоких порывов и великих надежд. «Как знал он жизнь, как мало жил...» - высечено на могильном камне поэта на кладбище Симонова монастыря в Москве. Эти строки из стихотворения Дмитрия Веневитинова «Поэт и друг», написанного в 1827 году, стали пророчеством как для их автора, так и для его гениального кумира – гения русской словесности А. С. Пушкина.
Выставка «Как знал он жизнь, как мало жил...» появилась в результате творческого сотрудничества Пушкинского Заповедника и музея–усадьбы Веневитиновых «Новоживотинное» в рамках проекта «Слово». Главная задача проекта «Слово» - подчеркнуть значение русской дворянской усадебной культуры ХIХ века в государственном, научном и историческом развитии России.