Гос галерея на Солянке выставкой «Полевые заметки» продолжает цикл «Пять экранов», в рамках которого избранные художники, российские и иностранные, показывают свои самые значимые экранные работы в формате короткой ретроспективы в залах «Соль» имени Бориса Павлова.
ПРЕСС-ПОКАЗ - 20 НОЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ), 17:00.
Работы Махачевой посвящены врастанию традиционного в современное. В своих последних произведениях художница отважно внедряется в мужской кавказский мир и предпринимает попытку исследовать стереотипные паттерны поведения не только мужчин, но и женщин в современном восточном обществе.
Видео «СуперТаус» (2014) транслирует детскую мечту художницы, сознательно живущей в родном Дагестане и нежно оберегающей свои корни, о том, как можно по-геройски утереть всем нос и показать женскую самодостаточность в патриархальном обществе.
Впервые в России на выставке «Полевые заметки» представлено роуд-видео «Что? Чьё? Почему?» (2013, при участии Дарьи Кирсановой), исследующее тему прозрачности государственных границ между Россией, Айзербаджаном и Ираном в свете геополитических, исторических и культурных связей между странами.
Социальная направленность произведений Махачевой часто связана с личным опытом. Понимание сложности преодоления существующих культурных различий подтолкнуло ее сформулировать задачи художественной практики. Используя тонкую метафору, художница сознательно избегает программу социального конструирования или документацию свидетельства некоего социального кризиса.
Таус Махачева не работает с политикой или религией, ей не интересно исследовать сексуальность. Если она использует нарратив, то предметом ее исследования становится живая история, которая подчеркивает красоту места, сообщая короткому фильму такую эмоциональную глубину и эпическую силу, какие, казалось, немыслимы в презревшем пафос современном искусстве.
Часто в своих работах художница прибегает к метафоре противопоставления маленького человека могущественной и гордой природе. Видео «Усилие» (2010) — это и парафраз древнегреческого мифа о Сизифе, и тщетность попыток человека превзойти природу, и размышления на тему статики и динамики окружающего мира.
Обращение к величественному дагестанскому пейзажу демонстрирует работа «Иди» (2010). Вновь мы видим равнодушные величественные горы Дагестана, напоминающие американский каньон, и двигающуюся точку человека, идущего над пропастью, который оживляет своим присутствием статичный незыблемый пейзаж.
Эпилогом выставки стало минутное видео «Ковер» (2006), где запечатлена сама художница, которая то завертывается в расстеленный на траве килим, то развертывается, открывая его райские узоры.
Искусство Таус Махачевой раскрывается в поисках дагестанской идентичности в эпоху глобализма, когда национальные корни не служат укрытием и подчас вяжут по рукам и ногам, как тот ковер, но обрубить которые невозможно и не нужно.
~~~
Таус Махачева (р. 1983) – финалист премии «Будущее Европы» (Музей Современного Искусства, Лейпциг, 2014) и премии «Инновация» в категории «Новая генерация» (Государственный Центр Современного Искусства, 2012).
Имеет диплом бакалавра Голдсмитс колледжа (Лондон, 2007) и магистерскую степень Королевского Колледжа Искусств (Лондон, 2013).
Избранные выставки: Переписывая миры (2011, Москва, 4 Московская биеннале современного искусства, основной проект); Топография Маскулинности, 7 Ливерпульская биеннале современного искусства: Город государство (2012, LJMU Copperas Hill Building, Ливерпуль); Re: emerge-к новой культурной картографии (2013, 11 Биеннале в Шардже, Шарджа, ОАЭ; Любишь, не любишь (2013, 55 Венецианская Биеннале, параллельная программа, Венеция); История требует продолжения (2013, Выставочный зал союза художников Республики Дагестан, Махачкала); Что? Чье? Почему? (2013, Raf projects, Тегеран); Прогулка, Танец, Ритуал (2014, Mузей Современного Искусства, Леийпциг).