15 октября 2014 года в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха состоялась лекция «Монгольская палеонтологическая экспедиция под руководством И.А.Ефремова и книга “Дорога ветров”». Ее представили филолог Ольга Еремина и историк Николай Смирнов (Москва). Лекция была посвящена Ивану Антоновичу Ефремову (1908 – 1972) – всемирно известному писателю-фантасту, учёному-палеонтологу, философу-космисту. Среди многих его занятий и путешествий большой интерес представляет наполненная сложнейшими испытаниями Монгольская палеонтологическая экспедиция, включавшая три полевых сезона – 1946, 1948 и 1949 годов. В научном плане эта экспедиция стала триумфом Ивана Антоновича – и как учёного, и как организатора, и как полевого исследователя. Огромная коллекция, собранная в Монголии, составила значительную часть фондов Палеонтологического музея в Москве. Изданная чуть позже теоретическая основа – «Тафономия и геологическая летопись» – принесла автору Сталинскую премию, а документальная книга Ивана Ефремова об этой экспедиции – «Дорога ветров» – упрочила его славу блестящего писателя и знатока природы.
Второй период жизни и творчества Ивана Антоновича начался в военные и первые послевоенные годы. Именно во время эвакуации он написал первые рассказы, а в 1944 году издал их, сразу же удостоившись похвалы и пристального внимания таких корифеев советской литературы как А.Н. Толстой, П.П. Бажов и Л.А. Кассиль. П.П. Бажов назвал явление Ивана Ефремова «платиной русской литературы», подразумевая судьбу этого металла, поначалу должным образом не оценённого.
С И.А. Ефремовым в русскую литературу вошёл геологический пейзаж. Концепция «приключений мысли» Ивана Антоновича, развитая в дальнейшем, стала следующим этапом проникновения русского художественного слова в глубины психики. Подобно тому, как «диалектика души» Л.Н.Толстого или «подполье» Ф.М.Достоевского явились предвестниками неклассической науки, ефремовские «приключения мысли», сделавшие научную творческую мысль в её сопряжённости с ярким чувством фактически отдельным персонажем его книг и предметом художественного исследования, стали предвосхищением квантовых и синергетических представлений современной постнеклассической науки.
Вторая половина жизни И.А. Ефремова была насыщена уже не внешними событиями, но преимущественно внутренними – количество накопленных впечатлений и информации переплавлялось в качество осмысления и изложения. Издание «Туманности Андромеды» (1957) в год запуска первого спутника произвело сильнейшее воздействие на общество.
Дальнейшие писательские успехи И.А. Ефремова сопровождались небывалым ажиотажем, бурной полемикой и неприкрытой завистью многих коллег. Издание «Лезвия бритвы» стало ответом на вопрос, поставленным в «Туманности Андромеды»: каковы ресурсы человека и где пролегают пути к сияющему космическому будущему. Большому количеству молодёжи Иван Антонович дал «путёвку в жизнь», общаясь лично или по переписке и постоянно помогая нуждающимся.
По состоянию здоровья, подорванного в многочисленных экспедициях, на грани сил, Ефремов ушел из науки и целиком сосредоточился на литературе. К нему постоянно шли люди, письма с почты приносили мешками. Он тесно общался и вел интенсивную переписку с ярчайшими представителями своего времени. В числе его корреспондентов были П.Ф. Беликов, Г.К. Портнягин, З.Г.Фосдик и сам С.Н. Рерих (товарищеское общение с Ю.Н. Рерихом прервалось из-за его раннего ухода), основатель отечественной атлантологии Н.Ф. Жиров, замечательные писатели В. Иванов, Р. Штильмарк и братья Стругацкие, блестящий гомеопат С. Мухин, крупнейшие индологи Н. Гусева, С.Тюляев и Б.Смирнов, Жак Бержье (соавтор книги «Утро магов»), африканская целительница русского происхождения Микаэла Дениз, зарубежные учёные, фантасты, переводчики…
Нашумевшая история с романом «Час Быка», который сначала не хотели публиковать, а после ухода мастера и вовсе замалчивали, в полной мере показала творческую самостоятельность И.А. Ефремова. Он никогда не был диссидентом, но очень реально смотрел на текущие процессы в советском обществе.
Лекция о Монгольской палеонтологической экспедиции И.А. Ефремова в Музее имени Н.К. Рериха включала показ большого количества хроникальных и современных фотографий, а также карт. Прекрасным дополнением стала демонстрация уникального и единственного документального фильма об этих исследованиях древнейших следов жизни на территории Монголии: «Третья Монгольская палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР. Киноотчёт о работе экспедиции» (1949). Этот фильм и по сей день служит своеобразным практическим пособием в деле освоения нелёгкого труда палеонтологов, особенно учитывая тот факт, что многие методы их полевой работы практически не изменились.
Гостем мероприятия в Музее имени Н.К. Рериха стал Геннадий Иванович Тищенко – художник, специализирующийся на научной фантастике, режиссёр-мультипликатор, автор иллюстраций к произведениям К.Э. Циолковского, А.Н.Толстого, Г.С. Мартынова, С. Лема, Р. Бредбери, Г. Уэллса. Кисти Геннадия Ивановича принадлежат одни из лучших иллюстраций к произведениям И.А.Ефремова.