12 ноября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка «Заповедный холуй», посвященная 80-летнему юбилею создания холуйского лакового промысла. Поселок Хoлуй – один старинных иконописных центров Владимиро-Судальских земель. В ХХ веке, наряду с Палехом и Мстерой, Холуй получил всемирную известность благодаря созданию здесь нового искусства – лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Эта первая для музея столь масштабная выставка холуйской лаковой миниатюры - более 200 произведений из фонда музея. Экспозицию дополнят работы из собрания Государственного музея холуйского искусства, частных коллекций, а также последние работы современных художников. Всего на выставке представлено около 300 экспонатов.
Экспозиция выставки представляет зрителю истоки холуйской лаковой миниатюры – иконы XIX – начала XX вв., уникальные работы основоположников лаковой миниатюры – бывших иконописцев С.А. Мокина («Обработка земли», «Призыв Степана Разина»), К.В. Костерина («Гимн Советского Союза»), В.Д. Пузанова-Молева («Борис Годунов и юродивый»), Д.М. Добрынина («На отдыхе»), стремившихся уйти от подражания и создать собственный стиль. Широко представлены все этапы становления и развития холуйской миниатюры, а также современные работы П.А. Митяшина, А.А. Смирнова, М.М. Веселова, Л.Л. Никонова, С.Д. Захарова, М.В. Комарова и других талантливых художников. Особый раздел посвящен современному холуйскому иконописанию.
В XVI-XVII веках поселок Холуй был поделен во владения разным монастырям. Самая большая часть монастырских земель принадлежала Троице-Сергиевой лавре, часть суздальскому Спасо-Евфимиеву и часть киржачскому Благовещенскому монастырям. Эти обстоятельства способствовали распространению среди холуйцев иконописания, постепенно охватившего все население.
Все основатели нового искусства Хoлуя состяли из потомственных иконописных родов. Их талант, чуткость и творческое восприятие мирового опыта лакового искусства помогли найти свой стиль, который создавался несколькими поколениями холуйских художников. Стиль холуйской лаковой живописи сформировался значительно позже, чем в Палехе и Мстере. Его особенность не только в отточенной технике миниатюрного письма, но и в непревзойденной опоэтизированной трактовке пейзажей среднерусской природы («Свадьба уходом» В.К. Блинова)