НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Драгоценный убор иконы» в Болгарии

c 9 сентября по 19 октября 2014Владимирская область
Музейный комплекс ''Суздальский Кремль''
Республика Болгария, г. Плевен

9 сентября – 19 октября 2014 г.

При поддержке

Министерства культуры Российской Федерации,

Министерства культуры Республики Болгарии

и Мэрии города Плевена

Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

и Дирекция «Военно-исторические музеи» города Плевена

организуют в Панораме «Плевенская эпопея 1877 г.» выставку «Драгоценный убор иконы»

Впервые уникальные произведения иконописи и прикладного искусства XVI – начала XX века из фондовых коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника (всего 183 предмета) экспонируются за рубежом на выставке «Драгоценный убор иконы». Посетителям выставки предоставляется редкая возможность увидеть, насколько многообразен и богат убор русской иконы, узнать его «складывание» и изменение в различные исторические периоды.

В русском церковном искусстве икона в драгоценном убранстве представляет собой яркое и самобытное явление. Убор составлял неразделимый ансамбль с живописным образом и отражал отношение к нему как к духовной и физической реликвии.

Традицию украшения икон Древняя Русь восприняла из Византии. На протяжении столетий формировался сложный и многообразный комплекс иконного убора. Он состоял из металлических и шитых деталей, размещённых непосредственно на лицевой стороне иконной доски, а также подвесных и обрамляющих образ элементов. Для создания убора, как правило, использовались драгоценные материалы – золото и серебро, жемчуг и самоцветы.

Металлический оклад закрывал поля и фон средника иконы, оставляя открытыми лики или фигуры святых. Оклады XVI–XVII веков выполнялись из серебра в технике басмы, чеканки и гравировки и состояли из отдельных пластин, закреплённых на иконе соответственно рисунку. Нимбы Христа, Богоматери и святых выделялись выступающим венцом, украшенным цветными камнями и жемчугом. Венец Богоматери часто завершала фигурная коруна, воспроизводившая форму древнего княжеского головного убора. К венцу подвешивалось полукруглое нагрудное украшение – цата.

Вместе с металлическими к доске крепились и шитые детали убора: на челе Богородицы – убрус с драгоценной звездой-запоной, на вороте и зарукавьях – ожерелья и поручи. Одежды Божией Матери и Христа закрывала шитая риза с отверстиями для рук. Эти произведения вышивались по бархату и шёлку жемчугом и золотными нитями, щедро расцвечивались сверкающими камнями и стёклами, золочёными фигурными запонами. Превосходным памятником прикладного искусства XVIII века является риза с иконы «Богоматерь Киккская» 1675 года работы выдающегося русского иконописца Симона Ушакова.

Убор древних и наиболее почитаемых икон дополнялся различного рода «привесами», в число которых входили многообразные серьги и рясны (жемчужные подвески), а также предметы личного благочестия: наперсные кресты и иконки.

В XVIII–XIX веках характер иконного убранства постепенно меняется: металлический или шитый оклад становится цельным, полностью закрывающим изображение. Икону помещают в застеклённый киот с резной золочёной рамой. Наряду с дорогими материалами для изготовления деталей убора всё чаще используются недрагоценный металл и фольга, перламутр и цветные стёкла, бисер и стеклярус. Пышные и многоцветные оклады порой почти скрывают под собой живописный образ. К характерным для этого времени памятникам относятся икона «Рождество Богоматери» в ризе из стекляруса и образ «Богоматерь Знамение» в окладе и киоте, принадлежавший великому русскому композитору М.И. Глинке.

В начале XX века мастера часто обращаются к средневековой стилистике иконного убора, примером чему может служить икона в басменном окладе «Преображение, с праздниками» 1914 года работы иконописцев Александра и Николая Брягиных – точная копия древнего образа из суздальского Покровского монастыря.

Представленные на выставке произведения XVI – начала XX столетий из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника показывают красоту и историческое многообразие драгоценного убора русской иконы.

www.museum.ru/N54983
Ваше мнение »»

»»Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Адрес:Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, 43
Проезд:Во Владимире - автобусы и троллейбусы до ост. ост. "Соборная площадь". От автовокзала г. Владимира до Суздаля отправляется автобус с интервалом 30 мин., до г. Гусь-Хрустальный - с интервалом 40 мин.
Телефоны:(4922) 32-42-63 (экс. бюро)
сайт:www.vladmuseum.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.11.2020  x    ?  


Выставка "Гимн солнечному камню". Янтарь. А.М.Крылов"

К 85-летию Писательского дома на канале Грибоедова, 9. Выставка "Дом под крышей звёздной…"

Александр Бучкури: ученик и учитель

Новый проект Музея Академии художеств "Вам звонит музей!"

Выставка фотографий «Индустриальная Италия, 1920–1960»

В Москве открылся крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая черепаха"

Вечная молодость сердца. Живопись и графика Петра Нилуса

Выставка "Подвиг длиною в жизнь" в г. Волхове

Мастер-классы для детей в Музее-квартире В.И. Белова

Выставка одного эскиза Дмитрия Кондратьева в Музее художественной культуры Новгородской земли

Проект «Что происходит на свете? А просто зима». Живопись, графика, скульптура, работы на ткани

Выставка "Театр на стене" в Театральном музее

Лица Первой мировой

Всероссийская инклюзивная акция "Музей для всех!"

Выставка «Объединенные метафизикой»

Межмузейная инклюзивная онлайн-программа «Семейная история» в рамках акции «Музей для всех!» – 2020»

Фонд Потанина подвел итоги седьмого цикла конкурса "Общее дело"

Выставка «Старинная японская фотография» в Музее Модерна, г. Самара

Акция «Музей для всех!» пройдет в Музее Шолохова

III Всероссийский конкурс «Корпоративный музей». Определены сроки и порядок проведения мероприятий

Проект «Апология» Бориса Черствого

Выставка "Арсеньев. Археология"

Город Солнца. Советское искусство 1930-х – 1950-х годов. Выставка из собрания «РОСИЗО» в Омске

Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru