Место проведения: Мостовая башня в Измайлове
Время проведения: с 11.09.2014
Христианское представление о рае, месте абсолютного благоденствия и изобилия, которое Бог дал человеку, а человек утратил его в результате нарушения божественной воли, было связано с образом сада. Рай – это сад – идеальная среда обитания. Он был тем образцом, на который ориентировались христиане в освоении окружающей природы и создании своего «культурного дома» (храма, жилища, поселения).
Русское искусство XVII века – одно из самых ярких воплощений образа райского сада. Это связано, с одной стороны, с восстановлением (после Смутного времени) и укреплением Российского православного царства, а, с другой стороны, –с ожиданием конца света в связи с 1666 годом от Рождества Христова. Интерес к «райской тематике проявился не только в чтении и написании текстов, связанных с «концом времен», но и в создании земных «Икон» Рая («икона» – изображение, образ).
Одним из образов рая-сада стала резиденция царя Алексея Михайловича в Измайлове. На рукотворном острове и вокруг него были устроены сады, аптекарские огороды, птичник, зверинец и т.д. Сюда были переселены крестьяне и ремесленники из разных мест России и из-за границы.
Измайловский рай царя Алексея Михайловича по большой части не сохранился. Однако оставшиеся на острове архитектурные сооружения в сочетании с памятниками иконописи и декоративно-прикладного искусства из собрания МГОМЗ дают возможность представить образ Райского сада XVII века в Измайлове.
При создании экспозиции использованы фрагменты белокаменного и изразцового убранства московских построек XVII века, детали резных иконостасов этого времени. Изобилие плодов, пышные ветви и цветы, многообразие ярких эмалей и позолоты создают образ небесного сада-рая и одновременно указывают и на земное плодородие, изобилие и благополучие. Знаком этого благополучия в Российском царстве, живущем под управлением благочестивого царя Алексея, был используемый в царском титуле XVII века эпитет «Тишайший», т.е. «Молитвенный», молящийся о тишине и мире в своей державе.
Образ рая-сада, наиболее ярко проявившийся в «царственном» искусстве XVII века, продолжает существовать и в произведениях XVIII – начала XX веков, создававшихся в церковной и народной среде. Народное искусство в XVIII–XIX веках во многом ориентируется на царственные традиции и формы XVII века. Именно поэтому в экспозиции представлены фрагменты крестьянской домовой резьбы, изразцы, предметы домашнего обихода XVIII – начала XX в.
Предлагаемая экспозиция раскрывает значение Измайлова в культурной истории XVII века и знакомит посетителей с одним из главных идейных и художественных образов русского искусства XVII – начала XX веков. Памятники архитектуры XVII века (Покровский собор, Мостовая башня) и сам остров являются составными частями экспозиции.