Государственная Третьяковская галерея
Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги
Пресс-конференция состоится 9 сентября 2014 года в 17.00
Выставка открыта с 10 сентября по 30 ноября 2014
Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус
Новый выставочный сезон Третьяковская галерея открывает масштабным сборным тематическим проектом. "Драгоценная оправа…" представит зрителю разные аспекты взаимодействия живописного произведения и его обрамления на протяжении нескольких столетий - с ХIII по ХХI век. Важно, что в обзор истории картинной рамы введен период новейших художественных течений - это первое в отечественной практике исследование в рамках данной темы эпохи ХХ - начала ХХI века.
Интересный, художественно самодостаточный материал из коллекции Третьяковской галереи давно ждал специального исследования и показа. Выставку составят около 150 произведений из собраний Третьяковской галереи, Исторического музея и из нескольких частных коллекций. Помимо монументальных живописных произведений в обрамлениях и рам, экспонируемых отдельно, зрители увидят шедевры декоративно-прикладного искусства малых форм - костяные резные иконы и изящные рамки для фотографий фирмы Карла Фаберже.
Особенностью выставки станет ее организация в пространстве музея. Основная часть экспозиции развернется на двух этажах Инженерного корпуса. Здесь будут представлены обрамления икон - киоты, оклады, фрагменты иконостасов, а также разные типы рам XVIII и XIX веков, трансформации и метаморфозы границ художественного произведения в целом в XX веке.
Некоторые произведения, необходимые для создания более полного представления о бытовании рамы в России, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Чтобы не нарушать логику ее построения, картины останутся на своих местах в залах основного здания в Лаврушинском переулке и будут снабжены специальными экспликациями. В их числе "Неравный брак" В.Д. Пукирёва (1862), "Апофеоз войны" В.В. Верещагина (1871), "Христос в пустыне" И.Н. Крамского (1872) и ""Что есть истина?" Христос и Пилат" Н.Н. Ге (1890).
Обрамлению картины отведена важнейшая роль презентации произведения и обозначения границы его присутствия в пространстве. И если "правильная" рама способна подчеркнуть совершенство живописи или рисунка, то неверно подобранная может нивелировать достижения художника. Третьяковская галерея своей зрелищной и яркой выставкой представляет зрителям прекрасные примеры "диалога" картины и рамы и позволяет насладиться лучшими образцами драгоценных оправ.