НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Открылась выставка живописи Юрия Петкевича

c 4 июля по 3 августа 2014Саратовская область
Ю. Петкевич. ''Мама и дочка''
C 4.07.2014 по 3.08.2014

Радищевский музей. Первомайская, 75

Выставка произведений талантливого белорусского писателя и живописца Юрия Петкевича – любопытное событие в насыщенной многочисленными вернисажами художественной жизни нашего города. Он принадлежит к числу весьма неординарных личностей. Многообразие творческих интересов этого необычайно одарённого мастера не лишает его искусство завидной цельности. В наш суетный переимчивый век он сумел сохранить свою особость, непохожесть ни на кого другого, словно следуя завету поэта «оставаться собой – в диалоге со Временем, в поединке с Судьбой».

Его живопись, как и его проза, отличается именно сутью своего эмоционально-образного содержания, а не какими-то нарочито акцентированными приёмами. Манифестировать свою стилистическую новизну у него нет ни намерения, ни желания. Технические изыски ремесла его не волнуют. Здесь нет ничего из того, что именуют «энергетикой дерзости». «Он творит так, будто до него вообще никого не было», – проницательно заметил о Петкевиче писатель Евгений Попов. Это в равной мере относится к его прозе и к живописи, ибо всё он пишет, целиком полагаясь на свою художественную интуицию.

Здесь нет намеренного обособления от других мастеров. Ибо сам аппарат образного восприятия диктует ему тематику, сюжетные мотивы и стилистику, оставляя его в простодушной убеждённости, что всё, запечатлённое им словом, или же кистью, именно таково и есть. Однако не стоит излишне преувеличивать его творческую наивность. Да, он не учился ни в Литературном институте, ни в художественном училище. И, быть может, именно потому не пошёл по накатанной колее. Известно ведь, что иногда человек, шагающий не в том направлении, торит свою особую тропу. А формальное художественное образование зачастую не имеет в творчестве определяющего значения.

Сам Юрий Петкевич вспоминает: «Живописи я нигде не учился. Но, когда ещё мальчишкой показывал свои работы знаменитому белорусскому художнику В.К. Цвирко, он ещё тогда мне сказал: «Ну, поступишь ты в институт, но ещё неизвестно, чему тебя там научат...» Показал мне свои работы и добавил: «Вот так надо писать». Я перевёл свой взгляд со своих серых работ на его «цветные» и сразу что-то понял». А понял он, что в живописи главное цветовая энергия и напор пластики. Этому научить нельзя, а научиться можно, если есть врожденный вкус, чувство колорита, упорство неустанного поиска. А богатство впечатлений и нарастающий опыт получают важнейшее значение.

Виталий Цвирко дал первый толчок. Определяющую роль в становлении его творческой судьбы сыграл его наставник на Высших сценарных и режиссёрских курсах в Москве Павел Финн – высокообразованный, талантливый, требовательный и чуткий, по-настоящему мудрый педагог. Он бережно отнёсся к его индивидуальности, а сама учёба и пребывание в столице давали обильную пищу его уму и чувствам, обогащали настоящим чтением, знакомством с музеями, выставками, встречей с интересными людьми.

Так заложены были основы художественной культуры, а непрерывная работа обеспечила заметный рост мастерства. Пришло и осознание высшей цели любой творческой работы: «И я понял, что и в литературе, и в живописи должно что-то пребывать, что свыше самой литературы и живописи, – и только тогда это будет иметь смысл», - вспоминает об этом Петкевич.

Масштаб его творческой личности стал очевиден многим. Появились серьёзные его публикации в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», «Континент», вышли книги: «Явление ангела» (2001), «Колесо обозрения» (2001), «С птицей на голове» (2012, Горьковская литературная премия). В Москве прошли персональные выставки его живописи: «Дух дышит, где хочет…» в театре «Школа драматического искусства» и «Возвращение с праздника» в галерее «Кино». О нём заговорили в художественных кругах. «Его называют наследником Марка Шагала и Анри Руссо, а как прозаик он явный и несомненный ученик и продолжатель Андрея Платонова, - отмечал писатель и сценарист Юрий Арабов. И не случайно его персональная выставка состоялась в художественном музее Воронежа в рамках очередного Платоновского фестиваля летом 2013 года.

Высокие сопоставления определяют вовсе не масштабы творчества, а скорее его направленность. Петкевич мог бы повторить вслед за Шагалом: «Жизнь – это очевидное чудо». Но чудо не только в смысле её чудесности, но и чудинки, чудаковатости, прихотливой и затейливой непредсказуемости, гротесковой выразительности неостановимого потока обыденного людского бытия. Эта видимая «очевидность» чу́дного и чудно̀го реализуется у него в примитивистской стилистике, напоминающей наивную удивлённость вроде бы неумелых детских рисунков, с ошеломляющей непосредственностью передающих всё, что случайно попадает в поле зрения их авторов.

Как и для них, так и для этого мастера, темой тоже становится буквально всё: вариации по мотивам древней иконописи, праздничное застолье, предметы домашнего обихода или нарядные букеты, распахнутые, просвеченные солнцем «плывущие» пейзажи, облики знакомых или случайно встреченных прохожих, люди, выходящие из храма, сидящие на лавочке, бегущие, поющие или танцующие на мосту, выпивающие или занятые рыбалкой, фантазийно-натурная, сложно выстроенная динамичная композиция «Идёт с птицей на голове», где особенно ощутимо воздействие образных возможностей кино, та непрерывно движущаяся «экранная визуальность», которая сообщает ощущение протяжённости во времени сугубо пространственному живописному произведению.

У этого живописца эта импульсивная непосредственность видения не имитированная, не извне привнесённая, а, по всей видимости, прирождённая, органично впаянная в саму его поэтику, естественно образующая стиль его образного мышления. И, как у малолетних, бесстрашно рисующих «гениев», всё написано Петкевичем с той степенью обобщённости, которая изнутри монументализирует образ. Поэтому каждая его работа, за редким исключением, воспринимается эскизом масштабной стенной росписи или значимым её фрагментом, выявляющим сущностные стороны жизни, непринуждённо переводящим буднично-бытовое в бытийное, обнаруживающим глубинный духовный смысл самых повседневных и обыденных явлений.

И становится ясным, что не так уж прост этот с виду простодушный художник, без пафосных притязаний и шумного манифестирования отстаивающий самим своим творчеством подспудное содержательное начало непритязательного, обращённого к каждому искусства. Вот к этому стоило бы внимательнее присмотреться не только нашим зрителям, но и саратовским его коллегам.

www.museum.ru/N54369
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru