Вниманию московской публики представлено многогранное и богатое творчество крымскотатарского народа. Среди экспонатов – ювелирные украшения, вышивка, текстиль, живописные полотна, графические листы, керамика, реконструкции традиционного костюма, килимы, старинные фотографии, открытки и многое другое. В экспозицию включены как произведения традиционного искусства XIX - начала XX веков (коллекции Государственного музея Востока и Фонда Марджани), так и работы современных мастеров.
С конца XX века творческие союзы крымских татар взялись за восстановление художественных ремесел. Ведущая роль в этом сложном процессе принадлежит объединению «Чатыр-Даг», организованному художником Мамутом Чурлу.
Мамут Чурлу удачно сочетает в себе живописца, искусствоведа, мастера прикладного искусства, дизайнера и педагога. По его эскизам ткут безворсовые ковры – килимы, вышивают декоративные панно, делают керамику и оформляют интерьеры в национальном стиле.
Его живопись, как и прикладные работы, наполнена символами и аллегориями. На вышитых панно часто возникают мотивы дерева и плода граната – образы большого рода, множественности и силы целого народа. В островерхом дереве зачастую угадывается крымский кипарис – мужской знак, означающий силу и целеустремленность. На картине «Проросший лук» красные луковицы, посаженные в банки с водой, обречены на увядание, так как лишены почвы. В сознании художника лук ассоциируется с сердцами людей, оторванных от родной земли. Только на родине они получат возможность быть самими собой и наполняться жизненной силой.
В экспозицию вошли произведения еще одного живописца – Рамазана Усеинова, в 1990-е годы заявившего о себе на московских выставках Восточной галереи; а также графические листы Рамиза Нетовкина, воспевшего дорогие его сердцу уголки Крыма.
На выставке показаны работы талантливых художников прикладного искусства: керамистов Рустема Скибина, Эльдара Гусенова и Марины Курукчи; ведущего мастера традиционной вышивки Эльвиры Османовой (ученицы знаменитой вышивальщицы Зулейхи Бекировой), Гульнары Негляденко, Хатиджи Юнусовой, Лили Каишевой, Алиме Гусеновой (учениц самой Османовой), а также вышивки и эскизы орнаментов Юлии Тулуповой.
Мастер ковроткачества Сабрие Эюпова представляет килимы, сотканные по эскизам Мамута Чурлу, Ульвие Аблаева - реконструкцию мужского и женского крымскотатарского костюма, а художник кино Венера Курмаева - декоративные панно в национальном стиле.
Особое место в экспозиции занимают старинные фотографии и открытки из коллекции Низами Ибраимова. Они переносят зрителя в тот богатый мир, от которого осталось так мало следов: люди в праздничной национальной одежде; дети, взрослые, старики и старухи с исполненными достоинства лицами; извилистые улочки Бахчисарая.
Усиливают впечатление фотографии Рифхата Якупова, рассказывающие о возвращении крымских татар на свою историческую родину после массовой депортации в 1944 году.
Выставка, подготовленная спустя 70 лет после трагических событий, - яркое свидетельство жизненной энергии и художественной одаренности крымских татар. Название экспозиции выбрано не случайно. Хайтарма (в переводе с татарского означает «возвращение») - это народный танец, который испокон веков исполнялся на традиционных свадьбах. Многие годы он ассоциировался с возвращением народа на родную землю.