ФЕСТИВАЛЬ «ВИДЕОFOCUS»*
16 мая – 27 июня
Центральное событие фестиваля в этом году – международная выставка «Found Footage/Найденная пленка», которая представляет работы отечественных и зарубежных авторов в жанре found footage. Это направление существует на грани визуального искусства и кинематографа, и получило свое распространение и популярность в США в 1970-е годы.
Европейские и американские художники, работающие в этом жанре, обращаются преимущественно к документальным материалам. В России found footage появился на рубеже 1980--1990-х годов и, как правило, предполагает работу с любительским видео.
Проект носит исследовательский характер и впервые в России представит в одном пространстве полный спектр жанра. Обширная программа фестиваля позволит московскому зрителю увидеть, как современные медиа-художники переосмысляют одну из главных техник искусства ХХ века – «реди-мейд» – в формате видео.
В рамках фестиваля состоится российская премьера последнего фильма французского режиссера Филиппа Гранрийе «Белая эпилепсия» (2012). Филипп Гранрийе – яркий представитель новейшего французского кинематографа, экспериментирующий с методами воздействия на чувственное восприятие публики. В «Белой эпилепсии» имитация древнего ритуала, снятого в замедленном темпе, отсылает к живописи Фрэнсиса Бэкона. Это не found footage в традиционном его понимании, скорее, подражание жанру, имитация документальной съемки.
Впервые в России пройдет ретроспектива выдающегося английского режиссера Дерека Джармена. Осенью 2014 года зрители увидят редкие фильмы этого автора, создавшего в 70-90-е годы ХХ века новый визуальный язык. Джармен нашел собственную оригинальную манеру съёмки: образы, которые связывают прошлое и настоящее, создают новую историю и новый миф (история королевы Елизаветы I, путешествующей во времени в XX век, псевдобиографическая драма о жизни философа Людвига Витгенштейна и др.).
Фестиваль сопровождается широкой образовательной программой: встречи с участниками выставки, дискуссия с участием куратора выставки и ведущих критиков, цикл лекций, посвященный этапам развития видеоарта и экспериментального кинематографа.
*ВидеоFocus – это ежегодный фестиваль медиа арта, который был впервые организован Государственным центром современного искусства в 2012 году. Зрители знакомятся с яркими новаторскими работами в области современного отечественного и мирового искусства: видеоартом, цифровым искусством, новейшим кинематографом и др.
Организатор: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ)
Кураторы: Даша Бирюкова, Карина Караева
Открытие фестиваля 15 мая, четверг, 19.00
Даты проведения 16 мая – 27 июня 2014 г.
Площадки Фестиваля: Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), кинотеатр «Пионер», кинотеатр «Факел»
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ
ВЫСТАВКА:
«Found Footage/Найденная пленка»
Открытие выставки 15 мая, четверг, 19.00
Даты проведения 16 мая – 15 июня 2014
Место Выставочный зал ГЦСИ
Адрес Зоологическая ул., 13, стр. 2
Куратор Карина Караева
Состав проекта Альберт Алькоз (Испания), Маша Годованная (Россия), Кристоф Жирарде и Матиас Мюллер (Германия), Фредерик Моффет (США), Глеб Нечаев и Маруся Сыроечковская (Россия), Биргит Хайн (Германия), Абигейл Чайлд (США), Петер Черкасски (Австрия).
Жанр found footage (найденная пленка) предполагает работу художника с уже созданными произведениями классического кинематографа. Однако художники часто имитируют жанровый прием «найденной пленки» – на самом деле «случайно обнаруженные документальные» материалы специально создает сам автор. Выставка впервые в одном пространстве представит российскому зрителю возможности различного использования жанра found footage. В экспозицию вошли девять работ, представляющих ключевые направления жанра.
Среди них видео испанского режиссера Альберта Алькоза, который смело экспериментирует с языком кино. В видео «Nif Fin» художник интерпретирует финал фильма режиссера Агустина Наварро «Учить бесстыдника» (1970) с актрисой Кармен Севилья в главной роли.
Заключительные кадры оригинального фильма взяты не в фокусе и заново смонтированы, что меняет последовательность сюжета и предлагает новый финал, в котором happy end далеко не очевиден.
Российский режиссер Маша Годованная переосмысляет кадры из фильма советского режиссера Александра Довженко «Аэроград» (1935) в работе «Верни мне пропеллер» (2009).
Петер Черкасски перемонтирует кадры из проб для рекламных роликов, создавая образ новой визуальной реальности. Название работы «Приближающиеся аттракционы» отсылает одновременно к природе рекламных роликов и к традициям раннего кинематографа.
Карина Караева (куратор) о выставке: «Мне, как куратору, важен исторический характер выставки, потому что каждая из представленных работ предполагает переосмысление архивных видеоматериалов. Основная идея – это совмещение времен и их связь. Так, например, в одной из работ Биргит Хайн, новостной выпуск о войне в Иране превращается в абстрактное изображение, что характерно для современного кинематографа».
ПОКАЗЫ
Российская премьера фильма Филиппа Гранрийе «Белая эпилепсия»
Дата проведения: 11 июня, 20.00
Место: Кинотеатр «Факел»
Адрес: шоссе Энтузиастов, 15/16
Куратор: Даша Бирюкова
Французский режиссер Филипп Гранрийе (р. 1954) работает на стыке кинематографа и видеоарта. Его документальные и художественные фильмы отмечены призами многих престижных европейских фестивалей.
В фильме «Белая эпилепсия» Филипп Гранрийе экспериментирует с кинематографической чувственностью, объединив два вида искусства: кинематограф и перформанс. В эпоху избыточности информации (когда хорроры уже никого не пугают), и люди перенасыщены эмоционально и чувственно, Гранрийе пытается воздействовать на чувства человека, вызывая новые эмоции.
Ретроспектива Дерека Джармена
Даты проведения: осень 2014
Место: Кинотеатр «Пионер»
Адрес: Кутузовский пр-т., 21
Куратор Даша Бирюкова
Режиссер Дерек Джармен (1942 – 1994) за 25 лет своей кинематографической карьеры признан значительной фигурой и в английском, и в мировом кинематографе. Его фильмы - технически оригинальные и эстетически радикальные - отразили как личную гражданскую позицию автора, так и социо-культурную ситуацию в Великобритании 70-90-х годов XX века.
На фестивале российскому зрителю впервые предоставляется возможность увидеть этапные работы выдающегося режиссера. В кинотеатре «Пионер» будут показаны четыре фильма Дерека Джармена: «Себастьян» (1976), «Юбилей» (1977), «Буря» (1979), «Витгенштейн» (1993).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
19.30
Малый зал ГЦСИ
16.05 Лекция Сергея ШУТОВА: Удивительно, какая тишина! — Техномузыкальные ремиксы ремейка
22.05 Лекция Юрия ПОПОВСКОГО: За Анонимное и Бесплатное искусство
29.05 Лекция Ольги ШИШКО: «Монтаж аттракционов» Алексея Исаева
05.06 Лекция Владимира АРХИПОВА: Самодельная Россия
06.06 Встреча с Альбертом АЛЬКОЗОМ: Переписать кинематограф
10.06 Встреча с Филиппом ГРАНРИЙЕ: Имманентная чувственность
20.06 Дискуссия: «Найденная пленка». Артикуляция (при участии Антонио Джеуза, Астрит Веге, Карины Караевой)
27.06 Лекция Андрея СМИРНОВА: Найденные звуки. Практика использования в истории саунд арта
Осень 2014 Лекция Людмилы КЛЮЕВОЙ: Анализируя кинематограф Дерека Джармена
Дополнительная информация:
Дарья Богомолова
8 (499) 254-84-92
www.ncca.ru