НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Западноевропейская гравюра II пол. XIX века из коллекции А. П. Боголюбова. II часть

c 28 марта по 30 июня 2014Саратовская область
Неизвестный художник. Сенокос. Коллекция Радищевского музея
Радищевский музей. Радищева, 39

В этом зале представлены работы художников барбизонской школы, к которой тяготел и сам А. П. Боголюбов, и тех, кто испытал её влияние. Он лично был знаком с барбизонцами и собрал уникальную коллекцию их живописных произведений, многие из которых находятся в постоянной экспозиции Радищевского музея. Барбизонскую школу живописи отличает обращение к обыденным мотивам родной природы, утверждение национального реалистического пейзажа. Любимым местом художников для работы на натуре была небольшая деревушка Барбизон, в лесу Фонтенбло, близ Парижа. Творчество барбизонцев имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других художественных школ, обратившихся в XIX веке к жанру реалистического пейзажа.

Работы знаменитых художников-барбизонцев – Теодора Руссо, Франсуа Милле, Жюля Дюпре, Констана Тройона и других часто воспроизводились в гравюре. Французский рисовальщик и гравёр Франсуа Антуан Максим Лаланн (1827-1886) – один из мастеров репродукционной гравюры. Его листы, представленные на выставке, выполнены с оригиналов Ж. Дюпре и К. Коро. Необыкновенно воздушные, «кружевные», композиции раскрывают профессионализм художника, мастерское владение техникой офорта. В 1862 году Лаланн издал руководство к гравированию «крепкой водкой», а в 1869-ом – такое же сочинение о рисовании углём.

«Пейзаж» неизвестного гравёра второй половины XIX века с живописного оригинала «Выход из Фонтенбло. Закат» (1849) Теодора Руссо (1812-1867) – великого французского живописца, одного из основателей барбизонской школы, отличается глубоким пониманием природы и располагает зрителя к камерному сопереживанию. Суровая сдержанность и незыблемое спокойствие прекрасных дубов могут восприниматься и как духовное самовыражение художника.

Две гравюры – «Урок вязанья» и «Сенокос» – исполнены с живописных оригиналов ещё одного выдающегося барбизонца – Жана Франсуа Милле (1814-1875). Он никогда не писал картин с натуры, любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившиеся мотивы. Работы Ф. Милле отличаются мастерством, скульптурной лаконичностью форм и монументальностью, стремлением без прикрас показать деревенскую жизнь. «Урок вязанья» гравирован Феликсом Бракемоном (1833–1914). На нижнем поле листа есть надпись, подтверждающая право парижских экспертов–антикваров Арнольда и Трипа на тиражирование этой работы. Позже Ф. Бракемон испытал влияние импрессионизма, в 1900 г. получил Гран-при за свою графику в новой, импрессионистской, манере. Он оказывал значительное влияние на художников своего времени. Так, к его книге о рисунке и цвете, изданной в 1885 году, часто обращался Винсент ван Гог.

«Сенокос» выполнен французским гравером Лионелем Аристидом Лё Куто (1847-1909) с оригинала Ф. Милле 1850 года. Возможно, этот большая эффектная и динамичная гравюра относится к 1880-1890-м годам.

Листы из альбомного издания французского живописца-анималиста, пейзажиста и гравера Шарля Эмиля Жака (1813-1894), созданы по собственным оригиналам. Это один из самых больших монографических фондов в коллекции А. П. Боголюбова, насчитывающий более 70-ти листов. До сих пор они хранятся в двух старинных папках, поступивших в музей в 1885 году. Деревенские виды, пастухов и крестьян, отары овец автор писал сначала в Бургундии, а позже в Барбизоне. Картины Жака рассеяны в большом количестве по публичным и частным галереям Европы и Северной Америки; они также встречались и у русских любителей искусства. Среди наиболее значительных работ отметим: «Стадо овец среди пейзажа» (Люксембургский музей в Париже), «Овчарня» (Эрмитаж в Санкт-Петербурге). Ещё более чем картинами, Жак прославился многочисленными офортами, в которых с тонкой наблюдательностью и редким мастерством он воспроизвёл деревенскую жизнь, во всех её разнообразных, хотя и скромных проявлениях.

«Портрет Жана Поля Лоранса» исполнен Адрианом Дидье (1838–1924) с живописного оригинала – автопортрета художника 1876 года (Галерея Уффици). На гравюре – дарственная надпись Лоранса: «Моему коллеге и другу Боголюбову» и его личная подпись. Скульптор, график и иллюстратор, член французской Академии изящных искусств – Лоранс писал картины преимущественно на историческую тематику и портреты. По заказу французского правительства художник создал для парижского Пантеона два полотна, посвящённых Святой Женевьеве: «Св. Женевьева на смертном ложе» и «Положение Св. Женевьевы во гроб». Он также автор росписей плафонов в театре Одеон и внутренних помещений тулузского Капитолия (здания мэрии Тулузы). Преподавал в Академии Жюлиана. Из русских художников у Ж. П. Лоранса учились П.П. Кончаловский, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере. В собрании Радищевского музея находится живописный портрет А. П. Боголюбова кисти Ж. П. Лоранса и его рисунок «Сильные люди».

Еще один «Мужской портрет» с дарственной надписью: «Моему другу, господу Боголюбову», подарен Леоном Жозефом Флорантейном Бонна (1833-1922) – французским живописцем и коллекционером. Гравюра Л. Массарда выполнена с оригинала Л. Бонна

Кроме произведений пейзажного и портретного жанров на выставке представлены работы, в историческом жанре, выполненные с оригиналов известных французских художников XIX века Ахилла Девериа (1800-1857) и Поля Делароша (1797-1856) английским гравёром Джоржем Мейлом (1800-1842). По мотивам произведения Вальтера Скотта «Легенда о Монтрозе» – «Аннетта Лиль и Аллан Мак Олей» и посвященный событиям французской истории – «Генриетта Французская». Привлекает внимание историческая композиция «Наполеон Бонапарт. Восстание в Павии» французского гравера С. Деблуа с оригинала 1895 года Поля Эмиля Бутиньи (1854-1929). Фигура Первого консула и будущего императора Франции полна решимости и значительности.

Работы голландского гравёра Карела Гравезанда, близки по тематике и сельским пейзажам мастерам барбизонской школы и морским зарисовкам А.П. Боголюбова.

Автор: Алексеева Вера Юрьевна

www.museum.ru/N53301
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.01.2020  x    ?  


Душа дерева. Выставка скульптуры Вячеслава Петухова

Выставка "Шотландские полки Его Величества: к 75-летию Победы"

Суфизм без границ. Накшбандийский шейх Ахмед Гюмюшханеви (1813-1893) и его рукописи

Выставка «Эксперимент» в Калининградском историко-художественном музее

Портрет в перспективе. Собрание Музея В.А. Тропинина на выставке в Воронеже

Зимний бал «Холодная краса» в рамках «Посольских вечеров»

Выставка «Моршанская старина» в Воронежском художественном музее им. И.Н. Крамского

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Выставка «Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"» в Орле

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

В Софии открылась выставка «Русская зима. Очарование праздников в Коломенском»

«Границы облака». Выставка видеоарта в Галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка»

К 150-летию Зинаиды Гиппиус. Программа мероприятий (февраль 2020) в Музее Серебряного века

Анна Третьякова. Метафлора

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге

Специалисты Дарвиновского музея "оживили" неандертальца с помощью современных технологий

День эволюции в Дарвиновском музее

Персональная выставка Димы Филиппова «В поисках слона»

Выставка "Совы" в Дарвиновском музее

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Масленица удалая, блинная да озорная в Угличском музее

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru