НИИ ОП! НАУКА. ИСКУССТВО. ИЛЛЮЗИИ
4 АПРЕЛЯ - 12 МАЯ 2014
Просто о сложном - с 4 апреля по 12 мая в Государственной галерее на Солянке по инициативе Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и при поддержке Политехнического музея пройдет выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии".
"НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" - выставка-диалог, выполненная в формате экспериментальной лаборатории, - объединит оптические приборы конца XIX - первой половины XX веков из фондов Политехнического музея, докинематографические оптические игрушки и аттракционы из коллекции медиаархеолога Федора Михайлова и современное искусство, созданное на основе точных знаний, - работы художников, вдохновленных законами оптики и психологии зрительного восприятия.
Фотография, анимация, кинематограф, стерео-варио и 3D-эффекты, микроскопическое и телескопическое видение, бесконечное умножение реальности - многообразие бытовых и профессиональных процессов, природных явлений и технических инструментов, созданных человеком для решения задач разной степени сложности, функционируют по законам оптики и зрительного восприятия. С середины прошлого века выразительные возможности оптических иллюзий активно эксплуатируются художниками в рамках отдельного направления: оп-арт быстро приобрел интернациональный характер, нашел широкое применение в дизайне интерьеров и рекламной графике, соединился с кинетизмом и другими художественными практиками, просто и доступно рассказывающими о достижениях науки на языке современного искусства. Выставка в галерее на Солянке объяснит посетителям всех возрастов, профессий, характеров и состояний механизмы возникновения разнообразных оптических иллюзий, предложит прикоснуться к тайнам оптики и биофизики, сделать оптические игрушки своими руками и испытать в действии реконструкции старинных аттракционов.
В числе экспонатов выставки будут представлены французский проекционный аппарат "Волшебный фонарь" 1900-1910 годов, "немой" кинопроектор "КОК" фирмы Path? Fr?res, датированный серединой 1920-х, стереоскоп Gaumont 1900-1914 годов, солнечный микроскоп, выполненный в мастерской знаменитого французского механика Жюля Саллерона в 1850-х, стереоскопический фотоаппарат Glyphoscope фирмы Jules Richard 1905-1910 годов, подзорная труба английского оптика и изобретателя Джона Доллонда, первые механические телевизоры и другие оптические приборы, стоявшие у истоков фотографии, анимации, кинематографа и других сфер науки и искусства, связанных с фиксацией, хранением и воспроизводством визуальных образов.
Процессы зарождения и развития кино и анимации на выставке проиллюстрируют оптические игрушки и "карманные" аттракционы XIX-ХХ веков из коллекции Федора Михайлова. Театры теней, коробки с телескопическими видами, синематографы, анимационные волчки, первые стерео-варио фотографии и сюжетные открытки на просвет, домашний кинотеатр братьев Люмьер, калейдоскопы, флипбуки, праксиноскопы, зоетропы и тауматропы позволят детям повторить первые опыты по оживлению рисунков и фотографий, приданию объема двухмерным изображениям.
Диалог профессиональных оптических приборов и анимационных артефактов из сферы ярмарочных развлечений в едином экспозиционном пространстве позволит представить прогресс современной науки как результат свободного взаимопроникновения идей и открытий внутри различных областей - артистических практик иллюзионистов, деятельности коммерсантов и исследований лабораторных ученых. Архитектурное решение выставки, разработанное коллективом бюро "Новое", объединит экспонаты различных сфер и эпох и творческие задания для детей мотивом световых лучей - общих рабочих поверхностей для изучения исторических экспонатов, экспериментов с их современными репликами и создания собственных оптических игрушек.
Выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" наглядно продемонстрирует, как простейшие устройства и технологии, порожденные воображением ярмарочных иллюзионистов, стали импульсом для развития анимации и кинематографа. В свою очередь, серьезные научные исследования составили базу для визуальных экспериментов известных художников - под влиянием работ немецкого физика и химика Иоганна Риттера, открывшего ультрафиолетовое излучение, авангардист Михаил Ларионов основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм; голландский художник и геометр Мауриц Эшер работал с декоративной графикой на основе математических принципов асимметрии; изучение законов зрительного восприятия привело француза Робера Делоне к новому стилю абстрактной живописи - орфизму, позволяющему воссоздать на холсте иллюзию движения и выразить музыкальность ритмов, используя закономерности взаимопроникновения основных цветов спектра. Выставка в галерее на Солянке предлагает исследовать практику использования точных научных знаний из области оптики, биофизики и информатики в современном искусстве на примере работ Вячеслава Колейчука, Андрея Топунова, Владислава Ефимова, Ростана Тавасиева, Федора Павлова-Андреевича, Максима Ксуты и Ильи Федотова-Федорова.
В подвалах галереи можно будет взглянуть на небо: медитативная инсталляция "Высокое" Владислава Ефимова призывает забыть о времени, наблюдая движение облаков с помощью стереоскопов. Видео Ростана Тавасиева "На дне 3D" - результат эксперимента с анаглифическим стереоэффектом. Художник совместил два разных фильма - постановку пьесы Максима Горького "На дне" в синем канале и подводные съемки Лени Рифеншталь в красном. Через красный светофильтр можно увидеть только синий фильм, сквозь синий -наоборот. Одно дно накладывается на другое дно, провоцируя скорее не визуальный, а смысловой стереоэффект: один фильм начинает дополнять, комментировать и украшать другой. Для создания серии работ "Вмешательство" Илья Федотов-Федоров, с детства увлеченный микробиологией, использовал возможности микроскопа, делая фотоснимки земли в различных вариациях. Интерактивная графика Андрея Топунова продемонстрирует метаморфозы базовых геометрических фигур - круга, квадрата и треугольника. А его диптих - портреты Юрия Григоряна и Константина Худякова, полученные из фотографий низкого разрешения, - представят эффект превращения грубого растра в полутоновое изображение за счет наложения матового стекла. Объект Федора Павлова-Андреевича "Снопанема" создан с использованием оптического эффекта стерео-варио, а "Башня Татлина" Вячеслава Колейчука объясняет эффект 3D. Его же "Невозможный объект" под определенным углом зрения опровергает законы геометрии, создавая иллюзию треугольника Роджера Пенроуза - равносторонней фигуры с тремя прямыми углами. Работа "Четыре куба", выполненная Колейчуком в технике штриховой стереографии - нанесения множества насечек на стальную поверхность, - создает красивую иллюзию объемного объекта при попадании направленного света на гравированную поверхность. Коллажи, созданные Максимом Ксутой из открыточных изображений различных произведений искусства, при рассмотрении с достаточной дистанции складываются в старинные портреты.
Что общего между художниками и учеными? Почему живое воображение - важный инструмент научного прогресса? Чтобы увидеть одну вещь в истинном свете, нужно максимально дистанцироваться от нее, а к другой максимально приблизиться? Почему наше восприятие субъективно? Почему расширять кругозор - это важно? Что такое междисциплинарность и почему работа ученого может быть не менее увлекательной, чем занятия современным искусством?
На эти и многие другие вопросы ответит выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" - проект о творческой энергии ученых и математической точности художников. Выставка продлится до 12 мая, в программе специальных мероприятий - мастер-классы выходного дня для детей и взрослых.
Ждем вас в Галерее на Солянке со вторника по воскресенье по адресу: улица Солянка 1/2, стр. 2 (вход с ул. Забелина)
Вт-чт - 14:00-22:00, пт - с полудня до полуночи, сб-вс - 12:00-22:00
Федор Михайлов (проект "Анимоптикум"), научный консультант
Анастасия Грицкова, Татьяна Лешихина и Сергей Неботов (АБ "Новое"), архитектурное решение выставки
Катя Крылова, куратор
ОРГАНИЗАТОР:
Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы
ПАРТНЕРЫ:
Политехнический музей
Проект "Анимоптикум"
Пресс-служба выставки "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии"
Дарья Пучкова, + 7 926 541 79 51,
Ирина Фадина, + 7 916 437 85 39,
Пресс-служба Политехнического музея
Евгения Петровская, +7 903 263 23 38, + 7 495 730 54 38 (доп. 1194)
; www.polymus.ru