Международный Центр Рерихов (МЦР) представляет выставку художника Николая Дудко из Бурятии «Сакральные образы Буддизма». На ней экспонируются уникальные образцы одного из видов древнего буддийского искусства — живописи танка, выполненные за несколько последних десятилетий.
Выставка работает с 27 февраля по 30 марта 2014 г. в Музее имени Н.К.Рериха.
Буддийская икона танка (букв, «свиток») — в первую очередь предмет религиозного культа. Посредством определённых художественных средств — композиции, выбора форм или цвета — она воплощает идею и философию буддизма. Хотя процесс написания танка всегда был окружён таинственностью, однако основой его были точные знания иконометрии и законов композиции, нашедшие своё выражение в художественном каноне.
Изготовление танка — сложный и длительный процесс, требующий аккуратности и строгой последовательности действий. Перед тем как приступить к рисованию божества, художник читает соответствующие молитвы, погружаясь в глубокое созерцание.
Живопись выполняется на шёлковом или хлопчатобумажном полотне, покрытом специальным грунтом, в состав которого входит мел или белая глина. Краски — растёртые в порошок и смешанные со связующей основой природные минералы, такие как киноварь, лазурит, малахит… Процесс написания иконы включает несколько этапов: создание карандашного эскиза, тонирование, прорисовку контуров и применение золота. Последним и самым ответственным шагом в изображении божества считается рисование лика. Особое внимание уделяется глазам, так как именно они делают его «живым». После окончания письма танка вшивается в специальное парчовое обрамление и освящается высоким духовным лицом. Для наиболее значительных икон на обороте делаются надписи — мантры-призывания, или похвалы божеству.
Пантеон изображаемых божеств обширен. Он включает изображения «просветленных существ» — будд, бодхисаттв, гневных «защитников учения» — дхармапал, изображение буддийской вселенной — мандалы и т.д. Однако танка — это не только предмет религиозного культа, которому поклоняются и используют в обрядах и церемониях, но и произведение искусства, имеющее свои художественные, стилистические и композиционные достоинства.
Буддизм, распространившись из Индии в Китай, Тибет, затем в Монголию и Бурятию, повлиял на возникновение целого ряда стилей иконописи. Их отличия заключались в выборе сюжета, цветовом решении, характере рисунка, а также в технике и технологии живописи. Николай Дудко работает в традициях стиля «Менри» — одного из классических стилей тибетской живописи танка.