30 января 2014 г. в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась выставка «Уральский сказитель», которая приурочена к празднованию 135-летия со дня рождения П.П. Бажова и 75-летия со дня выхода книги «Малахитовая шкатулка». Экспозиция представляет коллекцию предметов из собрания екатеринбургского коллекционера.
Это коллекция в коллекции. Собирая материалы по теме «Екатеринбург - Свердловск», собиратель постепенно выделил творчество П.П. Бажова в отдельную коллекцию, которая у него представлена в 20 видах коллекционирования: книги, изделия, медали, значки, открытки и т.д. Большой интерес вызвает собрание изделий из чугуна.
Из воспоминаний коллекционера: «Я - коренной свердловчанин, родился в центре города на Ленина, дом 5. Помню громадный тополь во дворе и старика, рассказывающего под ним едва ли не каждый вечер сказки нам, детворе. Старик с большой седой бородой – ну чем не дедушка Слышко! Он жил где-то неподалеку, в наших же домах, и любовь к сказам благодаря нему зародилась там – во дворе детства. Разумеется, этим волшебным миром был очарован не только я один...»
На выставке представлено около 100 предметов - это отливки из чугуна, фарфоровые изделия, медное литье, панно, выполненные в технике интарсии*, декоративные шкатулки, значки, медали и т.д. Главные герои сказов Павла Бажова — Данила Мастер, Хозяйка Медной горы, Серебряное копытце, Золотой волос и др. — встречают зрителя и окунают в атмосферу детства и юности. Сразу вспоминаются цветные иллюстрации из книг, сцены из кинофильмов и спектаклей. Чудесный, волшебный мир!
*ИНТАРСИЯ (от итал. intarsio) — эта вид мозаики по дереву, своего рода инкрустация деревом по дереву, в углубления деревянной основы вкладывают деревянные вставки, отличающиеся цветом и текстурой, для чего используют разные породы дерева: кедр, тисс, самшит, клен, железное дерево, дуб, кизил. Мозаичный набор закрепляют с помощью клея или специальной мастики. Чтобы изменить цвет древесины, ее специально обрабатывали: пропитывали маслом, квасцами, кипятили в краске. Художественная ценность таких произведений в большой мере зависела от умения мастера правильно подобрать материал по текстуре и цвету.
Интарсия, как и инкрустация, известна с древнейших времен. Древесину с красивой текстурой применяли для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлами, перламутром и камнями. Легкость обработки древесины, богатство ее оттенков, прочность соединения с основой и органичное слияние с украшаемой поверхностью постепенно привели к тому, что древесина стала преобладающим материалом для украшения деревянных изделий.