28 января-23 февраля
БОЛЬШОЙ и МАЛЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ
БЛОКАДА. ДО И ПОСЛЕ
ВАСИЛИЙ КАЛУЖНИН, КОНСТАНТИН КОРДОБОВСКИЙ, ГРИГОРИЙ КАЦНЕЛЬСОН
ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ОБЪЕКТ, ДОКУМЕНТЫ, ФОТОГРАФИИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЯ АННЫ АХМАТОВОЙ В ФОНТАННОМ ДОМЕ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ
К 70-летию снятия блокады Ленинграда
Экспозицию выставки можно было бы назвать "художник в городе" - в основе ее сюжета творчество двух художников - Василия Калужнина (1890-1967) и Константина Кордобовского (1902-1988). По словам куратора выставки Александра Ласкина, "в их судьбах много схожего. Оба оставались в блокадном городе, оба не прекращали работать как художники, несмотря на внешние обстоятельства. "Я рисую, значит, я существую", - скорее всего, они считали так… То, что было "до" - большая культура - культура Серебряного века и русского авангарда, с которой они соприкоснулись в юности. Кордобовский был знаком с Филоновым и Малевичем, Калужнин - с Ахматовой, Кузминым и Есениным. А в жизни "после" художники оставались в стороне от официального искусства и предпочли путь самоотречения и аскезы. Кордобовский и Калужнин были педагогами (один - во Дворце пионеров, другой - в Художественном училище). Только самые близкие люди знали о том, что у них дома хранятся настоящие сокровища - сотни созданных ими превосходных работ".
В экспозицию вошла живопись и графика блокадного периода, а также ранние и послевоенные работы. Это не ретроспектива, а возможность представить творчество обоих авторов в его многообразии. С 1941 по 1944 Кордобовский создавал невероятные по мастерству и технике графические листы, иллюстрируя сказки Пушкина и другие сказочные сюжеты. Ничего, кроме датировки, не говорит о том, что эти рисунки сделаны в блокадном городе.
Творчество Василия Калужнина военного времени представлено серией "Эвакуация эрмитажных картин". Он разрабатывал эту тему в различных техниках и ракурсах. На выставке можно увидеть его раннюю графику (1910-1920-е) и живопись (1950-1960-е), никогда не экспонировавшиеся.
О каждом из художников можно сказать, что самым важным и спасительным было прикосновение и причастность к мировой культуре: эпические, древнерусские и одновременно футуристические мотивы в творчестве Кордобовского, тема итальянского Возрождения и влияние объединения "Круг художников" в работах Калужнина.
Еще один смысловой раздел выставки посвящен писателю Геннадию Гору (1907-1981) и его окружению. "В осажденном городе и в эвакуации Гор написал книгу стихов, в которой нашел "ключ" к этому времени, рассказав о блокаде языком обэриутов - языком преувеличения и оборванных внутренних связей. Кажется, писатель испугался своего открытия - и надолго спрятал рукопись в ящик письменного стола... Только сейчас эти тексты возвращаются в пространство культуры" (А. Ласкин). Современный петербургский художник Григорий Кацнельсон создал авторскую книгу "Геннадий Гор. Стихи 1942-1943". Специально для проекта "Блокада. До и после" он написал портреты Калужнина, Кордобовского, Гора, Вагинова, Хармса, Друскина и других персонажей "круга Гора".
Экспозицию выставки дополняют фотографии, документы, вещи из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Музей благодарит за помощь в подготовке проекта Ольгу и Александра Ласкиных, Михаила Анкудинова, Наталью и Валерия Смирновых.
ОТКРЫТИЕ 28 ЯНВАРЯ В 17:00