Выставка, посвящена памяти выдающегося мастера отечественной скульптуры, народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств Владимира Ефимовича Цигаля (1917-2013)
С момента его ухода, 4 июля 2013 года, прошло совсем немного времени. Но каждый прожитый день вновь и вновь подтверждает, каким высоким был масштаб личности художника и человека Владимира Цигаля. И приходит понимание: такие люди не уходят. Они возвращаются и остаются, как в песне «в друзьях и в мечтах». По ним мы сверяем меру того, что успели сделать сами.
В 1948 году, В.Е. Цигаль защитил дипломную работу «Николай Островский» в МГАХИ им. В.И. Сурикова, в мастерской Р.Р. Иодко, которое хранится в Музее-центре "Преодоление" им. Н.А. Островского до сих пор.
На выставке представлены работы мастера и целой плеяды скульпторов, выпускников его творческой мастерской, отметившей в 2011 году своё 20-летие. Е. Афанасьева, Л. Вилденстейн, Е. Дубровина, В. Кириллов, О. Колосова, В. Курочкин, В. Лепешов, О. Марьяновская, Н. Опиок, И. Пономарев, Л. Семикопенко, А. Селиванов, С. Сережин, С. Сорокин, Д. Стритович, Д. Суровцев, Е. Шубнякова – все они ученики В.Е. Цигаля.
С момента создания мастерской и до последних дней В.Е. Цигаль был её руководителем. Отмечая замечательную дату, он говорил: "Работаем мы в бывшей мастерской Исаака Ильича Левитана, где он создал свой шедевр "Над вечным покоем", и своими произведениями, правда, в скульптуре, продолжаем великие традиции русских художников. Я уверен, что именно эти молодые мастера определят будущее Российской скульптуры и желаю им новых творческих дерзаний".
В работах молодых художников следование художественным традициям сочетается с современным пластическим мышлением. Их отличают приверженность к яркому, значимому сюжету, выразительная острая форма, тщательная проработка деталей, умение работать в различных материалах – бронзе, дереве, камне, керамике, меди, многообразие тем и жанров.
Обладая огромным опытом, знаниями и кругозором, В.Е. Цигаль всегда приветствовал новые и неожиданные решения, творческие поиски своих учеников, умел понять и помочь. "Очень важно, чтобы они не попали в руки коммерческих воротил и не растеряли то ценное, что получили в институте и в наших творческих мастерских", – говорил мастер.
Сегодня творчество художников-выпускников творческой мастерской В.Е. Цигаля – многогранное и значимое явление современной культуры. Здесь, на выставке, они едины – учитель и ученики.
Справка:
Биография В.Е. Цигаля – отражение биографии страны, которая жила, верила, сражалась и побеждала. Он родился в 1917 году. Будучи студентом-дипломником Московского государственного художественного института, добровольцем ушел на фронт. Человек большого личного мужества, он был участником морских десантов в Новороссийске, Керчи и других боевых операций. В 1945 году был командирован в Берлин для сооружения (вместе с Л. Кербелем) памятников воинам Красной армии в Берлине, Зеелове, Кюстрине. Награждён орденом Отечественной войны II степени и боевыми медалями.
Пережитое на войне предопределило одну из ведущих тем его творчества. Эта тема получила развитие прежде всего в произведениях монументального жанра. Монументальные произведения В.Е. Цигаля установлены во многих городах нашей страны и за рубежом. Широко известны его памятники: генерал-лейтенанту Д.М. Карбышеву в Москве (1985) и Маутхаузене (1962), татарскому поэту Мусе Джалилю в Казани, легендарному разведчику Рихарду Зорге в Москве (1985) и Баку (1981), поэту С. Есенину на Есенинском бульваре в Москве, норвежскому полярному исследователю и общественному деятелю Фритьофу Нансену (2007) и др. Масштабность образов, мощная пластическая форма, эмоциональная экспрессия отличают мемориальный комплекс "Героям Гражданской и Великой Отечественной войн" в Новороссийске.
Работы, выполненные в последние годы жизни мастера, в т.ч. бронзовая скульптура Георгия Победоносца, установленная на куполе здания Сената в Кремле, и композиция "Правосудие" на здании Верховного суда РФ (в соавторстве с сыном, известным скульптором А.В. Цигалем), свидетельствуют о незаурядном мастерстве и колоссальной работоспособности скульптура.