Из собрания Государственного музея-заповедника «Гатчина»
Выставка в Музее А.С. Пушкина впервые представляет московскому зрителю живописные сокровища из собрания музея-заповедника «Гатчина» – дворцовые интерьеры в акварелях Эдуарда Гау и Луиджи Премацци. Тончайшие по технике исполнения, колориту и точности изображаемых деталей внутреннего убранства дворцовых залов, эти акварельные листы представляют еще и бесценный исторический материал. Они дают уникальную возможность увидеть сегодня гатчинский дворец (переживший в прошлом веке разрушительную войну) во всем его былом великолепии. На открытии выставки выступят руководители и научные специалисты ГМЗ «Гатчина».
Гатчина, расположенная в 45 километрах от Санкт-Петербурга, входит в «жемчужное ожерелье» исторических дворцово-парковых ансамблей, раскинувшихся вокруг бывшей имперской столицы. Гатчинский дворец был построен для Г.Г. Орлова, фаворита императрицы Екатерины II и известного государственного деятеля, по проекту и под руководством итальянского архитектора Антонио Ринальди. Возведенный дворец восхищал современников оригинальностью и изысканностью. Его сравнивали то с английскими замками, то с ренессансными палаццо. В 1790-е годы он был частично перестроен для нового владельца императора Павла I. Последний раз Гатчинский дворец перестраивался в 1845-56 гг. по проекту известного петербургского зодчего Романа Ивановича Кузьмина.
Задумав реконструкцию дворца, Николай I поручил Кузьмину перестроить боковые каре здания и создать в них апартаменты для семьи императора и их придворных. Перестроенное Арсенальное каре стало главным корпусом дворца – в нем разместились новые парадные помещения, художественные галереи, личные комнаты семьи императора и наследника престола. Большинство же помещений XVIII века, расположенных в Центральном корпусе, по приказу императора было только отреставрировано и оставлено мемориалом эпохи Павла I. Последующие коронованные владельцы дворца продолжили традицию бережного отношения к интерьерам, созданным их предшественниками. Поэтому в начале XX века в Гатчинском дворце можно было увидеть парадные залы и жилые комнаты, появившиеся в разные эпохи и оформленные в разных стилях.
Открытый в Гатчинском дворце в 1918 году музей называли «Пригородным Эрмитажем» благодаря богатству коллекций и разнообразию исторических интерьеров. В годы Великой Отечественной войны дворец очень серьезно пострадал. Реставрация началась только в 1976 году, и в настоящее время полностью отреставрированны лишь парадные интерьеры Центрального корпуса. К счастью, увидеть дворец во всей красоте его внутреннего убранства дают возможность рисунки художников второй половины XIX века, запечатлевших все интерьеры здания, имеющие художественное значение.
Главная заслуга в том, что мы отчетливо можем представить себе, как выглядел Гатчинский дворец во второй половине XIX века, принадлежит известному художнику Эдуарду Гау. С 1874 до 1880 года он создал 56 листов с видами интерьеров Гатчинского дворца. Сегодня все они, включая изображения кабинетов Николая I и Александра II, нарисованные еще в 1862 году, находятся в собрании Гатчинского музея-заповедника. Акварели Э.П. Гау привлекают внимание техническим совершенством, точностью и достоверностью передачи архитектуры, мебели, предметов комнатного убранства.
В 1870-е годы две акварели с видами интерьеров Гатчинского дворца были нарисованы другим известным художником – Луиджи Премацци (1814–1891). Он изобразил Малиновую гостиную и Парадную опочивальню, входящие в состав парадных помещений XVIII века. По сравнению с работами Гау рисунки Премацци отличаются большей живописной свободой и цветовой насыщенностью.
До революции акварельные листы хранились в Гатчине в альбоме Александра II, после музеефикации дворца – в его Гравюрном кабинете и в настоящее время представляют одну из наиболее ценных коллекций ГМЗ «Гатчина».
Акварели Гау и Премацци – это не только замечательные произведения искусства, но в то же время ценные исторические документы. Они сыграли важнейшую роль при создании проектов реставрации сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны дворца, и в настоящее время к ним часто обращаются реставраторы.
Выставка открыта для посетителей с 17 декабря до 31 марта (с 20 декабря до 7 января вход на выставку будет ограничен в связи с проведением в усадьбе музея Семейных Новогодних и Рождественских балов)