12 декабря 2013 года состоится открытие уникального фотопроекта "Иконы 1990-х" из Центра фотографии имени братьев Люмьер (Москва). Посетители выставки смогут увидеть более 220 работ ведущих российских фотографов, в основном в жанре репортажного портрета, который наиболее непосредственно и точно передает атмосферу эпохи и истинный характер его героев, известных людей тех лет, кумиров, которые сыграли немалую роль в судьбе России, оставили след в ее культуре, политике, науке, спорте, бизнесе.
Выставка "Иконы 90-х" - это продолжение проекта "Иконы 1960-80-х", который был реализован в Центре фотографии имени братьев Люмьер в 2010 году. Успех премьерной выставки и заинтересованность в ней, которую проявляют российские музеи, в частности Русский музей, - вдохновляющий пример того, как высок сегодня интерес к нашему фотографическому наследию и серьезным выставочным проектам.
"Иконы 90-х" - это субъективный и аполитичный взгляд на ту смутную и в то же время романтичную эпоху, когда все появилось впервые - первые ток-шоу и желтая пресса, четырехкилограммовые мобильные телефоны и малиновые пиджаки, первая телевизионная реклама и клипы, которые смотрели с не меньшим интересом, чем кино.
Кураторы выставки провели большую работу по исследованию архивов не только московских, но и петербургских фотографов. В итоге, на выставке представлены работы более 40 авторов.
Безопасное расстояние в двадцать лет, которое отделяет нас от лихих 90-х, помогло отобрать именно тех "икон" и тех авторов, которые вошли в историю страны, в нашу личную историю, и в историю искусства.
Фотографы 90-х - представители новой визуальной культуры, которая позволяет фотографии выйти за рамки репортажа или портрета. Фотография становится новым видом искусства, сочетающим реалистичность метода с авторским видением. Возникает целое поколение фотографов, которые раскрылись именно в конце 80-х и в 90-е годы.
Появление "свободной" прессы повлекло возникновение новой фотожурналистики - более раскрепощенной и правдивой. В репортажных портретах Виктора Васенина чувствуется коммерсантовская школа, его фотографии Бориса Ельцина и Березовского, Ивана Демидова и Богдана Титомира лаконичны и беспристрастны. Фотографии Владимира Веленгурина заразительно ироничны: прикрывшаяся сумочкой, обнаженная Дана Борисова на танке, Степашин со своим двойником в счетной палате, Мавроди на конспиративной квартире.
Интересны фотографии личной жизни политических игроков. Например, снимок "А.Собчак и дочь Ксения дома в Ленинграде" (1989) Льва Шерстенникова, чья репутация фотографа, вхожего в мир политической элиты 70-80-х годов, открывала для него двери политических лидеров 90-х.
Конечно, значительную часть выставки занимают фотографы андеграунда. Героями их портретных и жанровых снимков становились известные художники, артисты, звезды шоу-бизнеса: Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Виктор Цой, Жанна Агузарова, Сергей "Африка" Бугаев, Сергей Курехин. Такой набор харизматичных личностей требовал посвященности в их среду. Знаменательно то, что в те годы нередко сами фотографы формировали эту среду. Например, летописец московского и ленинградского андеграунда Сергей Борисов, чья мастерская стала клубом, в котором выковывалась рок и арт культура. В 90-е фотограф - это наблюдатель, свой среди своих. Именно поэтому фотографии Александра Забрина - хроникера джазовой тусовки, рок-фотографов Вилли Усова и Дмитрия Конрадта настолько атмосферны и так точно передают дух времени. Времени, когда создавалась новая культура, политика, новая жизнь, которой мы живем последние 20 лет.
С 13 декабря 2013 по 23 февраля 2014 года выставка будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Вайнера, 11.