Петропавловская крепость, выставочный зал "Потерна и каземат Государева бастиона"
Главный объект внимания на выставке двух известных художников Анастасии Хорошиловой (Россия-Германия) и Яакко Хеккиля (Финляндия) - Карелия.
Представленные в экспозиции инсталляция и фотографии стали итогом проекта-исследования, в котором приняли участие художники. Они совершили летом 2013 года путешествие по Карелии, опорными точками которого стали историко-художественные и краеведческие музеи в Петрозаводске и Йоэнсуу, Медвежьегорске и Оутокумпу, Костомукше и Сортавале. Целью авторов было исследование Карелии, как уникального пространства, с одной стороны, разделенного государственной границей России и Финляндии, эпизодами социальной, военной и экономической истории, с другой – объединенного множеством общих черт, позволяющих политикам и экономистам, исследователям и художникам говорить о существовании особого феномена – «Еврорегиона Карелия». Художники сосредоточились на проявлении и концептуализации именно тех аспектов сближения (или размывания) местных идентичностей, которые они смогли увидеть сквозь «фокус музея» в жизни карельских городов и деревень.
Яакко Хеккила и Анастасия Хорошилова проводили свои исследования автономно, таким образом, выставка стала тем общим пространством, где авторские высказывания обрели форму диалога – об истории и современности, о возможностях взаимопонимания и сложностях взаимодействия. В целом – о перспективах понятия «Карелия» для обозначения пространства по обе стороны от границы. Этот опыт имеет не только практическое, но и символическое значение, поскольку понятие границы интерпретируется здесь не как «линия разделения», а как «пространство коммуникации, взаимопонимания, взаимодействия».
В инсталляции Анастасии Хорошиловой совмещены художественные, антропологические, коммуникационные методы. Художник "по цепочке", начинающейся в музее, знакомилась с различными людьми: учителями и рабочими, подростками и пенсионерами. Каждый из них показал ей «свою Карелию». Снятые во время поездки фотографии Анастасия Хорошилова послала своим «моделям», а в ответ получила письма-рассказы.
Вот отрывок одного такого письма: «Стою на том месте, где выросла. Это и мой второй роддом, и второй дом, и то самое «детское место», которое заживает на темечке медленно, и, наверное, до конца – никогда. Короче, стою за кулисами театра».
Более 100 фотографий и письма-рассказы стали основой инсталляции Анастасии Хорошиловой. В этой работе многовековые слои культуры и истории соединились с личной судьбой, с местом действия, с Карелией.
Основной прием работы Яакко Хеккиля – панорамный взгляд. Его сложные вытянутые горизонтальные фотографии включают человека в многослойные пространственные и временные контексты. По обе стороны от границы: от Йоэнсуу до Сортавалы, от Костомукши до Оутокумпу - художник встречался с носителями глубоких «корней общности» – карельского языка, из устно-поэтической традиции которого, в частности, был сформирован известный национальный литературный символ Карелии – эпос «Калевала». Итогом этих встреч стали не только фотографии, но авторские поэтические тексты, с которыми можно познакомиться на выставке.
«...я – Лённрот. Стучу в двери в Костомукше, в Вокнаволоке, в Суднозере, в Паданах, в Сельгах, в Юккогубе, в Сортавале, в Кинерме, Хийденсельге, в Кийхтелюсваара, в Тууповаара, в Оллола, в Коверо… Собираю образы – дома, дворы и лица, кусочки жизни, мгновения и фразы – а что, если так родится руна этой эпохи?» – Яакко Хеккиля.
Выставка «Место назначение – Карелия» является частью большого проекта приграничного сотрудничества «Музейный гипертекст».