НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Радуга сновидений». Живопись Геннадия Панфёрова

c 22 октября по 17 ноября 2013Саратовская область
Г.М. Панфёров. Интрига. 2008. Радищевский музей
«...Саратов, Стрелка, там во всех улочках серые заборчики, домики, солнышко, мальва цветет, солнечный свет... и я все время куда-то убегал, мне всегда хотелось увидеть, что там, за поворотом. Бежишь, бежишь, добегаешь, а там то же самое. И опять бежишь. И всегда интересно, а что же дальше?..» В этих воспоминаниях детства заключен образ, отражающий смысл творчества Геннадия Панфёрова, для которого искусство – способ познания мира.

Художник родился в 1957 году в Саратове. С двенадцати лет занимался в детской художественной школе у Г.Я. Харькова и С.Г. Карташова. Затем в Саратовском художественном училище на живописно-педагогическом отделении у В.А. Шкуновой, В.С. Успенского, П.А. Гришина, М.И. Просянкина. По словам Геннадия Михайловича: «Преподавание в училище проходило в жёстких рамках социалистического реализма». Будущих художников ориентировали на создание жанровых картин и традиционных реалистических пейзажей. Но будучи студентом, он интуитивно ощущал, что в искусстве возможны и другие пути.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Радищевском музее состоялись персональные и групповые выставки местных художников-нонконформистов: В. Чудина, В. Лопатина, В. Солянова, М. Аржанова, Л. Перерезовой. Знакомство с их творчеством оказало заметное влияние на художника и побудило заняться формальными поисками.

В эти же годы Геннадий Панфёров осваивал язык искусства разных направлений модернизма ХХ века. Не используя напрямую особенности той или иной стилистики, а теоретически и практически их переосмыслив, он стремился выработать собственную манеру, сохраняя независимость творческой позиции.

Долгий путь формально-стилистических поисков приводит художника к обретению самобытного, узнаваемого почерка. В начале 2000-х годов он обращается к осмыслению истории, выражая в серии произведений собственное отношение к событиям прошлого и настоящего нашей страны. Геннадий Панфёров создает философские картины-притчи, выделяя три периода: языческий, христианский и постхристианский.

В процессе работы над этой серией художник начинает активно экспериментировать с разными материалами. Сначала песок используется в качестве наполнителя краски, затем для создания на холсте эскизов, которые закрепляются клеем и окрашиваются масляными красками. Во многих композициях в фактурную ткань произведений включаются нити холста и речная галька. Такая техника позволяет создавать рельефные формы и добиваться необычных эффектов фактуры, всякий раз обусловленных выбором темы.

Работы «Золотая архаика предков» (2008), «Венера каменного века» (2008), «Тени забытых предков» (2008) посвящены языческому периоду истории. Включение нитей холста в живописную поверхность картин вызывает ассоциации с народными нитяными куклами-оберегами или домотканными гобеленами. Графичные контурные изображения, преобладающие землисто-коричневые и охристые тона, стилизованные архаические символы напоминают древние наскальные росписи.

В произведениях христианского цикла Геннадий Панфёров работает большими плоскостями локального цвета, где каждый элемент имеет четкие рельефные контуры, образуемые наклеенными на холст нитями. Создаваемые в такой технике живописные «мозаики» напоминают перегородчатые эмали или витражи. Работы «Вечерний звон» (2008), «Две женщины и ангел» (2008), «Евангельский мотив» (2008) - декоративно-плоскостны, лишены пространственной глубины. В отличие от них, в «Благовещенье» (2007), «Поклонении волхвов» (2007) и «Рождестве» (2007) чувствуется объём фигур, колорит более сложный, построенный на сочетании оттенков, цвет переходящий в свет наделяется символическим значением, прочтение сюжета более эмоционально.

Произведения современного цикла не объединены тематически, в них художник обращается к вечным темам. Работа «Страдания Девы Марии» содержательно и стилистически перекликается с произведениями христианского цикла. В ней Г. Панфёров размышляет о роли традиционных религиозных ценностей в контексте современной урбанистической культуры. Предельно обобщённые предметные формы, мягкий, сдержанный колорит картины, построенный на сочетании тёплых оттенков серого, охристого и коричневого, погружают в состояние задумчивости, сосредоточенности. Художник не предлагает конкретных решений, а скорее отстранённо созерцает происходящее в духовной сфере общества.

В настоящее время Геннадий Панфёров много и интересно работает, создавая выразительные, самобытные композиции. Художник продолжает экспериментировать с технологиями, стилистикой, ищет новые возможности выражения своего внутреннего мира. Наблюдая за его творческим развитием «Всегда интересно, а что же дальше?..»

Автор: Дорогина Елена Алексеевна - заведующий отделом

Беляева Галина Анатольевна.

www.museum.ru/N51360
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.01.2020  x    ?  


Зимний бал «Холодная краса» в рамках «Посольских вечеров» онлайн

В Музее мостов стартует новый выставочный проект «Мосты блокадного Ленинграда»

Электронная выставка «Они жили в Ленинграде» в Музее-усадьбе Г.Р. Державина

Выставка "Юрий Пенушкин. Всё драгоценно в этой жизни" в Старой Ладоге

Специалисты Дарвиновского музея "оживили" неандертальца с помощью современных технологий

Юбилейные выставки ВДНХ посетили 140 тысяч человек

Выставка "Совы" в Дарвиновском музее

Фотосессия в духе ХХ века

Галопом по Европам

Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.

Выставка "Сергей Сапожников" в Новой Третьяковке

"Без дублера". Выставка-посвящение Николаю Караченцову в Бахрушинском музее

"Ночь идей" в Пушкинском музее

Выставка Анастасии Славновой "L`amour"

Масленица удалая, блинная да озорная в Угличском музее

Выставка "Серенький козлик и сорок мурлык" в Угличском музее

День открытых дверей в Музее Владимира Высоцкого

Выставка «Ты повернул глаза зрачками в душу…» в Музее Владимира Высоцкого

«Здесь по заре и звездам я школу проходил…»

Кустодиев. Живопись. Графика. Фото

Исаакиевский собор в дни блокады Ленинграда. Лекция в «Шолохов-Центре»

Выставка "Общественная архитектура - будущее Европы" в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

«Сияние жизни V. 2». Акира Утияма (Япония)

Выставка живописи Николая Буранова. Восточная серия

Проект «Блокада. Голоса». Ко Дню снятия блокады Ленинграда

Выставка «Арт-фауна 2019» в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Начинает работу Школьное Пастернаковское общество

Выставка «„Демон”. Театр, живопись, литература» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

"Акварель" - персональная выставка Риммы Мироновой

Выставка Анны Карпинской "Цвет силуэта" в галерее "Голубая Гостиная"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru