С 10 октября 2013 года в выставочном зале Музея природы (ул. Мира, дом 19) будет работать выставка из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Живая природа – тема, которая на протяжении нескольких тысячелетий привлекала мыслителей, поэтов, художников. Не случайно, что древнейшими артефактами на земле стали именно изображения животных. Вспомните знакомые ещё по школьным учебникам изображения диких быков на потолке пещеры Альтамира в Испании, лохматых мамонтов и древних носорогов на стенах пещеры Шульган-Таш на Урале. Три тысячи лет назад в бескрайних степях юга России и Сибири кочевники-скифы создали свой неповторимый «звериный стиль» в ювелирном искусстве. Для древнего человека изображение животного носило священный характер: его заклинали перед охотой, поклонялись как покровителю рода, наделяли способностью оберегать. В Средние века животные (как реальные, так и фантастические), символизирующие различные добродетели и пороки, появляются в нравоучительных сюжетах религиозных картин. Развитие естественных наук в XVII веке потребовало от художников более реалистичного подхода к передаче облика живой природы. Это время считается появлением анималистического жанра в изобразительном искусстве.
Аnimal – в переводе с латыни – «животное»; художников, изображающих животных, называют «анималистами». Анималисты находятся в более сложном положении, чем, например, их товарищи по цеху – портретисты. Бодрствующее животное не может часами сидеть или стоять в одной позе, оно живет своей естественной жизнью. Модель анималиста убегает на быстрых ногах, улетает на крыльях, ныряет в глубины океана – одним словом, чаще всего прячется от настойчивого человека и редко, может быть, только очень короткий миг ему позирует. И тут важно быстро и точно уловить особенности пластики животного, понять его повадки, поэтому художник должен не просто мастерски владеть карандашом, кистью, но и быть настоящим натуралистом.
Выставка «Животные глазами художников» – прекрасный повод познакомиться с произведениями анималистического жанра, хранящимися в фондах Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Вашему вниманию представлено около 60 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Здесь можно увидеть домашних и диких животных, в том числе экзотических представителей фауны экваториальных, тропических поясов Земли и её холодных полюсов. Многие из работ экспонируются впервые.
Вот уже больше 100 лет смотрит с полотна, украшавшего усадьбу Муромцево, великолепная охотничья собака (Сверчков Н.Е. «Собака со стеком»). Переливаются палитрой красок неспешно величавые в своих движениях аквариумные рыбки (Барто Р.Н. «Скалярии»). Холодные скалы северного моря, омываемые пенным прибоем, облеплены шумным птичьим базаром, состоящим из гортанных чаек и кайр (Яушев Р.И. «На птичьем базаре»). Стадо жирафов, готовое убежать, вытянуло грациозные шеи и чутко втягивает жаркий воздух саванны (Марц А.В. «Жирафы»), смешной кургузый фарфоровый пингвин, готовясь нырнуть, громоздится на антарктической льдине. Огромный филин в чаще русского леса вопросительно и сердито смотрит на нарушителя своего покоя (Мыслина М.В. «Филин»)…
В очень разных произведениях, созданных на протяжении XIX–XXI веков в самых различных техниках, есть одна общность. Эти работы – не сухие натуралистичные документы, а настоящие портреты наших соседей по планете, обладающих не только индивидуальной внешностью, но и собственными характерами. Скульптор Андрей Марц, работы которого представлены на выставке, говорил о своём творчестве: «Мне дорого само животное, характерность того или иного вида. Когда мне удаётся это передать – создаваемый мной образ становится, как мне кажется, более убедительным и органичным».
Возможно, после встречи с творчеством художников-анималистов мы станем более наблюдательными и, вырвавшись из суетного круговорота повседневной жизни, другим взглядом посмотрим на окружающий нас мир живой природы, от которого современный человек оказался далёк как никогда прежде.