Данная выставка предоставлена Институтом связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт, Германия) и демонстрируется Гете-Институтом (Москва) в рамках Года Германии в России.. В экспозиции представлено более шестидесяти рисунков и гравюр Паулы Модерзон-Бекер, одной из самых ярких представительниц немецкого искусства рубежа XIX – ХХ веков, и ее коллег из художественной колонии Ворпсведе, а также документальные фотографии, которые расскажут об их жизни, и книги с иллюстрациями художников этой группы.
В небольшой деревушке Ворпсведе близ города Бремена на севере Германии в конце 1880-х годов молодые немецкие художники основали художественную колонию и посвятили свое творчество заповедной природе этого удаленного края, его людям и их патриархальному быту.
Для художников из Ворпсведе наибольшей ценностью представлялась нетронутая природа, человек, живущий в гармонии с окружающим миром. Как в этом, так и в своем понимании живописи, они полностью находились в русле немецкого искусства второй половины XIX века. Талант и ориентация на традиционные ценности уже в середине 1890-х годов принесли им успех и признание.
Объединяющее их преклонение перед родной природой и стремление поэтизировать ее не превратило их искусство в нечто монолитное. Это было общество ярких индивидуальностей. Каждый создавал произведения с выраженным персональным отношением, в своей живописной манере, со своим кругом тем и сюжетов. Кто-то предпочитал работать только в пейзаже, для кого-то особый интерес представляли наблюдения за жизнью местных крестьян, быт которых отличался подлинной патриархальностью. Фриц Макензен и Ганс ам Энде продолжали традиции жанровой и пейзажной школы Дюссельдорфа. Для них социальный и морализирующий аспект творчества и приверженность реалистической манере оставались незыблемыми величинами в искусстве. Отто Модерзон, испытавший наибольшее влияние барбизонцев, французских пейзажистов середины XIX века, близко подошел к декоративным решениям в пейзаже, свойственным стилистике искусства модерна. Фогелер лишь начал с традиционных пейзажей, но испытав мощное воздействие искусства прерафаэлитов, сформировался в одного из наиболее ярких представителей искусства модерна в Германии. Жизнь дала этому художественному объединению не более десяти лет совместной творческой и выставочной деятельности, но и в дальнейшем они продолжали общаться и работать в Ворпсведе.
В середине 1890-х годов, после ряда выставок в крупнейших художественных центрах Германии, к Обществу художников Ворпсведе пришел успех, и на рубеже веков в тихую деревню стали приезжать другие художники и писатели.
В 1898 году художница Паула Модерзон-Бекер, жена художника Отто Модерзона, переехала в Ворпсведе, чтобы работать на природе, но в отличие от своих коллег она не стремилась отображать внешние проявления, ее интересовала внутренняя суть событий и явлений.
Паула Модерзон-Бекер принадлежит к числу значительных художников рубежа ХХ века. Ее можно считать предтечей раннего экспрессионизма, символической фигурой движения за женское равноправие в жизни и в искусстве. Около тысячи сохранившихся рисунков Паулы Модерзон-Бекер говорят о систематической серьезной работе художницы. На выставке представлено лишь одиннадцать из них. На ее рисунках и офортах 1895-1905 годов, представленных на выставке, можно наблюдать некоторое упрощение форм – прием, составлявший ее художественное кредо. Ее небольшие эстампы обладают особой эмоциональностью и оттенком монументальности, присущей также ее живописным полотнам.
Сто лет назад тема выставки «Паула Модерзон-Бекер и художники группы Ворпсведе» вызвала бы в Германии - как минимум - недоумение. О Пауле Модерзон-Бекер и самые знающие могли бы сказать лишь, что это жена Отто Модерзона, пейзажиста из Ворпсведе. Работы Паулы были неизвестны публике. Она выставляла свои картины только в составе группы Ворпсведе и всего несколько раз. Написав за свою короткую жизнь более семисот полотен, она смогла продать лишь две картины, а гравюры были напечатаны в 1913 году небольшим тиражом спустя шесть лет после ее ухода. Офорты Паулы Модерзон-Бекер, как и ее рисунки, отличает особая эмоциональность. Эти небольшие эстампы обладают качеством монументальности, присущей ее живописным полотнам. Паула Модерзон-Бекер создала всего тринадцать офортов, но прижизненных оттисков не сохранилось. Знаменитый берлинский печатник Отто Фельзинг, с которым сотрудничали художники Ворпсведе, напечатал их несколько лет спустя после ее смерти.
Райнер Мария Рильке, написавший в 1902 году о Ворпсведе книгу, вдохновенно прославлял природу Ворпсведе. Но, даже воспетое Рильке творчество художников Ворпсведе, давно осталось бы уделом местных музеев, если бы не искусство Паулы.
Статья подготовлена по материалам каталога выставки из собрания Института связей с зарубежными странами «Паула Модерзон-Бекер и художники Ворпсведе. Рисунки и гравюры 1895 - 1906». Издательство Государственного Эрмитажа. г. Санкт-Петербург. 2012