НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Три христианские святыни. Европейская мелкая пластика XIV – XVI веков

c 12 сентября по 13 октября 2013Саратовская область
Неизвестный мастер XVI века (Португальские колонии в Индии). Мадонна с младенцем
Французский (?) мастер конца XIV века. Распятие с предстоящими. Радищевский музей
Западноевропейский мастер конца XV – XVI века. Торс Христа (фрагмент ''Распятия''). Радищевский музей
История искусства резьбы из слоновой кости насчитывает более тысячи лет. Одна эпоха сменяла другую, менялись художественные стили и вкусы, но слоновая кость всегда считалась одним из самых дорогих и красивых материалов.

В собрании Радищевского музея находится несколько произведений из этого материала – фрагмент скульптурного Распятия, рельеф на сюжет Страстей Христовых и статуэтка Мадонна с Младенцем. Все они использовались в качестве образов для частного употребления и маленьких дорожных алтарей.

Самая ранняя из этих трех работ – рельеф «Распятие с предстоящими», была исполнена в XIV веке. В костяных рельефах того времени этот сюжет был одним из самых распространенных и везде дается почти одинаково: в центре – крест с распятым на нем Христом, справа – Святой Иоанн и римский воин Лонгин, уверовавший в Христа, и слева – группа, изображающая Богоматерь, опускающуюся без чувств, которую поддерживают сопровождающие ее святые жены.

Представленный на нашем рельефе образ Спасителя – изнуренная фигура с головой, склоненной на плечо, появился в XI веке («приклонив главу, предал дух». Евангелие от Иоанна. 19:30). Терновый венец на голове Христа в сцене Распятия начали изображать позднее – с середины XIII века, когда Людовик IX, король Франции, вернулся из крестового похода на Ближний Восток, принеся с собой святые реликвии.

Справа от Христа изображены Дева Мария со Святыми женами.

Слева от Христа изображены двое мужчин. Один из них – Святой Иоанн, – любимый ученик Христа, заботам которого Христос, умирая, вверил Богоматерь. Рядом со св. Иоанном, стоит человек в одежде римского воина. Этого персонажа отождествляют с одним из двух воинов, о которых упоминает Иоанн («Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Евангелие от Иоанна, 19:33–34).

Центром массового производства изделий из слоновой кости в эпоху готики был Париж. Манерные позы и неестественные улыбки персонажей на нашем рельефе, готические стрельчатые арочки, подчеркивающие разделение общей сцены на отдельные группы близки стилю французских мастеров. В рельефах парижских косторезов впервые появилась и группа Святых жен, поддерживающих Богоматерь. В тоже время, красота, искусность произведений столичных косторезов приводила к тому, что их произведения были желанным приобретением для состоятельных людей не только во Франции, но и в других странах, где местные резчики использовали их как образцы. Поэтому крайне сложно с уверенностью определить страну где был исполнен наш рельеф.

С началом эпохи Великих географических открытий и большим притоком слоновой кости из Индийских колоний, в Европе начинается новый период расцвета искусства резьбы из этого материала.

С индийскими колониями непосредственно связано создание небольшой статуэтки «Мадонна с Младенцем». Она была исполнена в XVI веке на западном побережье Индийского полуострова, в области Гоа. В 1510 году эти земли были завоеваны португальскими конкистадорами под командованием Альфонсу д'Албукерки и превращены в центр всех португальских владений на Востоке.

Для создания католических образов – Распятий, статуэток Мадонны и святых, европейские миссионеры активно привлекали местных резчиков, с древнейших времен славившихся своим искусством в обработке слоновой кости. В свою очередь, индийские косторезы, беря за основу произведение европейского мастера и соблюдая все особенности определенного иконографического типа, привносили в него элементы национальной художественной традиции. Например, сильный изгиб кисти правой руки Мадонны в нашей работе совершенно нетипичен для произведений европейских мастеров, но, напротив, часто встречается в живописи и скульптуре Индии. Манера драпировки плаща вокруг фигуры Мадонны – наброшенный на левое плечо, он на спине опускается наискосок до середины правого бедра и впереди вновь поднимается к левому плечу, больше напоминает индийское сари, нежели европейскую одежду. От европейской скульптурной традиции отличается и сам характер исполнения складок одежд – упорядоченно-параллельных, гибких, но при этом очень жестких, словно гофрированных, также находящих аналогии в традициях индийской скульптуры. И в целом образ Девы Марии в рассматриваемой статуэтке более близок не европейскому, а индийскому канону красоты, согласно которому «красивой принято считать голову яйцевидной формы; шея и руки должны быть похожи на хобот молодого слона, пальцы рук – на бобы, а подбородок – на зерно плода манго».

Особое символическое значение имеет роза в руке Мадонны. Этот цветок в католической традиции связывается прежде всего с Девой Марией, поскольку одним из ее эпитетов является «Роза без шипов», т.е. «Безгрешная». Этот эпитет берет свое начало из легенды, приведенной Святым Амвросием Медиоланским (IV век), согласно которой пока не произошло грехопадение роза росла без шипов.

В XVI веке была исполнено и костяное Распятие (3). Уже ко времени его поступления в музей были утрачены обе руки от предплечий и ноги от бедра у фигуры Христа, а также собственно крест распятия. Однако даже по сохранившемуся фрагменту – спокойной и сдержанной, в меру реалистичной, трактовке туловища, глубоко проникновенным выражением страдания и скорби в лице Христа, можно говорить о высоком мастерстве исполнения.

Для музея эта работа имеет особое значение еще и потому, что она была передана в дар от основателя музея – известного русского художника-пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896). По неоднократным признаниям коллекционера, обращая внимание на картину или скульптуру он руководствовался не ее внешней эффектностью или модными тенденциями в искусстве – такие произведения его чаще всего отталкивали. «Нет, это не то, все чисто [исполнено], – отзывался о таких работах А.П.Боголюбов, – но души и колориту нет. Да и не будет…». Поэтому он стремился приобретать именно те вещи, которые хотя и могли показаться на первый взгляд весьма непримечательными, однако затрагивали и волновали его.

Таким образом, маленькая коллекция произведений косторезного искусства конца XIV–XVII веков в собрании Радищевского музея включает памятники, выполненные достаточно искусными и талантливыми мастерами разных национальных школ.

Автор: Щетина Мария Викторовна

www.museum.ru/N50914
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 08.12.2019  x    ?  


К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

О Родине, о доблести и славе...

К 100-летию памяти А.К. Булатовича - выставка «Гусар, Путешественник, Монах»

Страницы военной истории Орловского края

Выставка «Кавказский крест» в Военно-историческом музее, г. Орел

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Знак в честь 115-летия Суворовского музея изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе

Этнические контакты и их последствия. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Олега Бородина "Пробуждение природы"

Презентация изданий Института литературы (Краков)

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

Волшебный мир дерева

Презентация проекта «Цифровой альбом-путеводитель "Орловские усадьбы и их обитатели"»

За службу и храбрость. К 250-летию учреждения ордена Святого Георгия

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Фестиваль детского творчества «Мой Павловск»

Выставка "Сказочное рождество" в Санкт-Петербургском музее хлеба

Интерактивная выставка «Вот так история!» в Фонтанном Доме

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

Вернисаж новых выставок в Арт-центре "Пушкинская-10"

Мероприятия Всероссийского музея декоративного искусства в рамках проекта "Русские сезоны" в Германии

47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия

Программа Музея истории ГУЛАГа на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой

ZooГрафика. Сергей Цигаль

Рукописи известных деятелей науки и культуры на выставке в Российской национальной библиотеке

Андрей Платонов. Неизвестные материалы из архива Федора Левина

Выставка "Усадьбы Подмосковья" в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Программа участия Музея истории российской литературы имени В.И. Даля в ярмарке Non\fiction 2019


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru