20 августа в 16 часов в выставочном зале Культурно-образовательного комплекса «Палаты» Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника открывается выставка «Двое» из собрания Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург). Число «два», согласно древней философской традиции, олицетворяло принцип разделения, поляризации, контраста. В активном противостоянии добра и зла, света и тьмы, тепла и холода, богатства и нищеты, мужского и женского начал, немыслимых друг без друга, виделась основа жизни. На выставке будет представлено более 40 произведений живописи и скульптуры XVI–XX веков из собрания Русского музея, трактующих эту вечную тему. Среди них работы Владимира Боровиковского, Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Николая Рериха, Кузьмы Петрова-Водкина и др.
История России – страны, принадлежащей двум частям света, Западу и Востоку, страны, чья судьба изобилует как поисками гармонии и совершенства, так и великими контрастами и противоречиями, будто явилась воплощением двоичности. Эта особенность, чутко подмеченная художниками, вошла в «кровь» русского искусства и доныне является важнейшим аспектом, определяющим его развитие.
Борьба света и тьмы, материнство, братская дружба и духовное единение – эти мотивы зазвучали в полную силу уже в творчестве древнерусских иконописцев. Однако с начала XVIII века, когда в России, обновлённой усилиями Петра Великого, начинает бурно развиваться светское искусство, все эти мотивы разрабатываются на более частном уровне, наполняясь конкретным историческим и жизненным содержанием. Парные портреты и жанровые сцены, написанные замечательными мастерами XVIII – первой половины XIX века, выдают несомненный интерес художников и публики к двухфигурным композициям, помогающим, как правило, ясно выразить ту или иную философскую идею, сложность и богатство внутреннего мира человека (Владимир Боровиковский «Портрет кн. А.А. и А.Г. Лобановых-Ростовских», 1814; Алексей Венецианов «Жнецы», конец 1820-х; Фёдор Моллер «Поцелуй», 1839).
Во второй половине XIX века живопись выступила своеобразным пластическим аналогом русской литературы, гуманистические традиции которой во многом предопределили главные идейные особенности творчества мастеров, прежде всего, реалистического направления. Их работы, в которых нередко звучала тема сочувствия простому человеку, всегда находили благодарного зрителя, ибо воздействовали на самые лирические стороны его души (Пётр Косолап «Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери)», 1863; Николай Кошелев «Урок музыки», 1865).
В искусстве рубежа XIX–XX веков, переставшем смотреть на литературу как на старшую сестру и обратившемся к решению собственных специфических задач, внешняя драматичность сюжетного наполнения заметно снижается. Художник рассказывает о прекрасном, вечном, заоблачно-несбыточном. Он погружается в грёзы, поднимается в небеса, чтобы собранные там сокровища украсили серую и скучную жизнь обывателя (Павел Жуковский «Дафнис и Хлоя», 1889; Степан Бакалович «Вопрос и ответ», 1900). «Двое», как интересная тематическая и композиционная проблема, помогающая выразить чувства мастера к явлению или предмету, оказывается широко востребованной. Художники обращаются к темам материнства, детства, дружбы, к любовным сюжетам, добиваясь в их трактовке большой эстетической выразительности (Николай Ярошенко «На качелях», Иван Пелевин «Первенец», обе – 1888; Николай Загорский «Наболевшее сердце», 1890).
В контексте заявленной темы в экспозиции отражены все основные вехи отечественной художественной жизни ХХ века. Формальные искания и идеологические схватки в 1910–1920-х – это, например, «Мать» Бориса Григорьева, 1915 и «Арлекин и дама» Константина Сомова, 1921. Тяжёлое давление власти и глухое сопротивление ей в 1930–1940-х – «Снимаются у фотографа» Фёдора Богородского, 1932 и «Весна» Кузьмы Петрова-Водкина, 1935. «Суровый стиль» «шестидесятников» и «семидесятников» – это «Сергей Есенин с дедом» Евсея Моисеенко, 1963–1964 и «Семья художника. Чернышевы» Дмитрия Жилинского, 1969. А новые принципы молодого искусства 1980–1990-х отражены в таких работах, как «Прощание» Татьяны Назаренко, 1981 и «Двое в тайге» Павла Никонова, 1984.
Смысловая, стилевая, содержательная многослойность искусства этих периодов определялась обретением индивидуальной свободы: всё новое становилось предметом творческих новаций, использовалось в создании элементов собственного художественного языка. Взгляды художников разных поколений на ту или иную проблему были порой диаметрально противоположны, но тем и интересны для сегодняшнего зрителя.