5 – 29 июля 2013 года Музей В.В. Набокова СПбГУ приглашает на выставку Марии и Наталии Печатниковых (Германия) «Путеводитель по Берлину».
«Путеводитель по Берлину» – один из ранних, но очень ярких рассказов Владимира Набокова, в котором город Берлин является одним из основных действующих лиц. Читатель фактически становится зрителем, настолько визуально ярко, но, с другой стороны, вовсе не солнечно, описывает Набоков особенности этого города – как внешние, так и внутренние.
Выставка «Путеводитель по Берлину» – это большая и серьезная работа, выполненная в жанре инсталляции и представляющая собой визуальную интерпретацию творчества Набокова. Для Петербургской художественной сцены эта выставка, безусловно, выглядит неожиданной и интересной, т.к. подобные масштабные проекты не часто реализуются в «персональном» формате, а проделанная художниками работа по существу является исследовательской работой в области визуализации литературы и интерпретации творческой темы.
Выставка открывается в программе международной конференции «Набоковские чтения – 2013» 4 и 5 июля, которая соберет специалистов по творчеству Набокова со всего мира.
Сестры-близнецы Мария и Наталия Печатниковы (р. 1973, Санкт Петербург) работают вдвоем на пересечении жанров живописи и инсталляции. Темой работ Печатниковых часто становится повседневная жизнь. С воображением и юмором художникам удается увидеть обыденную реальность с новой и удивительно глубокой стороны, найти необычное в обычном. Мария и Наталия – своего рода исследователи, их творчество позволяет взглянуть на окружающую реальность глазами двух людей, чьи жизни неразрывно связаны друг с другом.
Сестры Печатниковы родились в Ленинграде, после окончания школы уехали из России. Длительные остановки в Нью Йорке, Париже и Гамбурге привели их в Берлин, где сегодня они живут и работают. С 2000 года они путешествуют по Европе благодаря множеству стипендий и резиденций для художников. С 1998 года сёстры стали участники множества групповых и персональных выставок в Европе, России и США. Их представляет галерея Wagner+Partner (Berlin, www.galerie-wagner-partner.com).
Официальное открытие выставки состоится 4 июля 2013 года в 20 часов.
Более подробная информация во вложении и на
http://www.nabokovmuseum.org/news.php?id=290, www.petschatnikov.de
«Инсталляция Марии и Наталии Печатниковых Путеводитель по Берлину с первого взгляда воспринимается как визуально захватывающий коллаж из разнообразных городских мотивов – трамваев, граффити, голубей и прочего – и вместе с тем является своего рода изучением состояния неустойчивости и утраты, сопутствующих человеку, находящемуся на чужбине. Подхватывая мелодию рассказа Владимира Набокова «Путеводитель по Берлину» 1925 года, где туристические достопримечательности с легкостью вытесняются образами обыкновенного и повседневного – трамваями, пивными, трубами – художники создают инсталляцию, с одной стороны, отдавая дань мотивам Набокова, с другой – составляя новый словарь неприметных образов современного Берлина. Набоков, проживший в Берлине с 1922 по 1937 год и написавший все свои русскоязычные романы в этом городе, был здесь посторонним, а его внимание привлекали типично Берлинские ситуации, которые, как правило, остаются незамеченными. Быть может, он и сейчас в качестве пассажира находится в одном из трамваев, въезжающих в выставочное пространство инсталляции Путеводитель по Берлину, кажущееся – каким-то странным образом – одновременно и дружелюбным и пугающим. Трамваи Печатниковых, выплывающие из прошлого и направляющиеся в неизвестное будущее, напоминают нам о том, что все мы, и местные и неместные, в этом мире всего лишь проездом. Но, пожалуй, самое удивительное и поистине набоковское в этой работе то, что это trompe-l'?il – обман зрения: образы, будто бы нарисованные на стене углем, на самом деле сшиты из слоев прозрачной черной и белой сетки в отдельные эпизоды, которые могут по-разному располагаться в пространстве, тем самым тонко комментируя вынужденную хрупкость связи чужестранца и места. Соединяя собственные впечатления русских художников, живущих в Берлине, с ощущениями своего Петербургского предшественника, Печатниковы мастерски создают визуальное событие, где эфемерное становится вневременным, а нам предоставляется возможность увидеть мир, с которым мы сталкиваемся каждый день, по-новому».
Донна Стоунсайфер*
*Донна Стоунсайфер – американский поэт, автор сборника The Cosmopolitan и др.; живет и работает в Берлине