В Тамбовской областной картинной галерее 14 июня открывается выставка «В поисках красоты. Русское салонное и академическое искусство XIX - начала XX вв.» из собрания Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина. Параллельно в Рязани открылась выставка «Немецкое и австрийское искусство XVII – начала XX веков из фондов Тамбовской картинной галереи».
Выставка «В поисках красоты» составлена из произведений художников XIX - начала ХХ веков так называемого академического и салонного искусства. Ее основу составляет часть коллекции, собранной генералом В.В.Крестьяниновым и переданной в 1981 г. после его смерти по завещанию в Рязанский художественный музей. Василий Васильевич Крестьянинов родился в 1897 году в с. Шацкая слобода Сапожковского района Рязанской области. Окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского, где впоследствии преподавал, проходил стажировку в Высшей национальной французской школе воздушного флота в Париже. Там, возможно, и зародился у него интерес к искусству. Вся его послевоенная жизнь прошла в Ленинграде. Коллекцию произведений живописи Крестьянинов начал собирать в 1950-е гг. В то время антикварные и комиссионные магазины Ленинграда были наполнены произведениями искусства и являлись источниками поступления произведений не только в частные коллекции, но и в музейные собрания. Главными критериями в отборе картин для коллекции стали его личные пристрастия собирателя, его собственное понимание прекрасного. Собрание Крестьянинова насчитывает 56 картин и рисунков преимущественно русских авторов. Оно цельное в хронологическом и художественном смысле. В основном здесь представлены работы мастеров II-ой половины ХIХ в. академического и «салонного» направления. Выставка дополнена и другими произведениями из фондов музея.
В России салонное искусство получило сильнейшее противостояние со стороны передвижников – апологетов социально направленного реалистического искусства. Известен спор ярого поборника реализма В.В. Стасова, считавшего, что подражающее античности классицистическое искусство лишено правды, и автора многочисленных успешных картин на античные темы художника Г.И. Семирадского, отвечавшего, что красота выше правды. Отвлеченная прелесть обнаженных «Наяд» декоративного полотна Семирадского символизирует собой зримое воплощение этих принципов.
При жесткой идеологической враждебности взаимовлияние этих двух мощных полюсов очевидно. Не случайно многие члены и экспоненты Товарищества передвижных художественных выставок, сформировавшие так называемый «передвижнический салон», в разное время становились преподавателями Академии художеств, получали высокие академические звания, в свою очередь привнося идеи русского демократического искусства в академическую среду. Среди них выделялись пейзажисты А.А. Киселев, И.Е. Крачковский, Е.Е. Волков, соединявшие в своем творчестве реалистические традиции изображения русской природы со стремлением к возвышенному и чистому идеалу. С другой стороны, демократические веяния времени требовали от художников салонного и академического направления новых сюжетов и новых подходов к ним. Особенно ярко это проявилось в национальной тематике, зачастую сведенной все к той же костюмности и внешней красоте, заменявшей поверхностной этнографичностью образов подлинное постижение народной жизни. Таковы украинский типаж мальчика-музыканта (Я.Я. Калиниченко «Игра на свирели») и почти пасторальная сельская жизнь в «Селении в предгорьях Кавказа». В.К. Червинского.
Этой выставкой музей приносит благодарность всем бескорыстным любителям искусства, сделавшим свой вклад в пополнение музейной коллекции.