Выставка, посвященная 115-летию со дня рождения М.К.Соколова, работает в музее имени А.Н.Радищева (ул. Первомайская, 75) до 27 мая 2001 года. В экспозиции представлены 12 живописных и около 60 графических произведений М.К.Соколова (1885-1947), приобретенных музеем в 1973 году у Е.Д.Танненберг (г. Москва). Кроме того, на выставке можно познакомиться с работами художницы Надежды Верещагиной-Розановой (1900-1956).
"Пусть меня принимают таким, какой есть - несуразным, неисправимым мечтателем и романтиком - всеми чувствами ушедшим в "несуществующее, нереальное". Из письма М.К.Соколова Н.В.Верещагиной-Розановой.
"Художником милостью Божьей", "апостолом прекрасного" называли М.К.Соколова современники. Жизнь и творчество этого мастера были необычны и удивительны для своего времени. Михаил Ксенофонтович Соколов родился в Ярославле, в 1885 году, в семье бондаря. Вопреки воле родных, он поступает в Строгановское рисовальное училище, получив денежную помощь от местного мецената. Но обучение не приносит ничего, кроме разочарования, и он покидает училище: "Школа не только ничто не дала - напротив, я должен был преодолевать то, что она навязала..." Молодой художник начинает самостоятельное изучение живописи в музейных собраниях Москвы и Петербурга. 1923 год был переломным в творческой судьбе художника. Очень метко характеризует этот период в творчестве Соколова критик Д.С.Недович: "С большой лёгкостью меняя направления, пробуя разные подходы, как будто примеряя разные одежды - какая больше к лицу, он всё же внутренне целен и верен себе, постоянен в своём бродяжничестве, в других ищет себя..." К середине 20-х годов он достиг уже высокого мастерства, и "являл собой образ творца в самой романтизированной ипостаси" - писал Н.Тарабукин. Ни до, ни после революции М.К.Соколов не входил ни в одно творческое объединение, стремясь найти свой путь в искусстве. В 1938 году художник по ложному доносу был арестован, приговорен к семи годам лишения свободы и сослан в Тайгинский лагерь в Сибири, где им были созданы циклы рисунков, относящиеся к лучшим страницам его творчества. В 1943 году художник был по состоянию здоровья досрочно освобождён. Не имея разрешения поселиться в Москве, он, тяжело больной, возвращается к родным в Ярославль. В 1947 году Соколов приезжает в Москву добиваться снятия судимости, но не успевает ... Реабилитирован он был только десятью годами позже - посмертно.
Год назад исполнилось 115 лет со дня рождения мастера; к этой дате и приурочена настоящая выставка, на которой впервые представлены зрителям все работы художника из фонда музея. Серия "Дамы" представлена удивительными женскими образами; сам Соколов называл эти работы "воображаемыми портретами", в которых воплощены мечты художника о "прекрасной Даме". К работе над циклом "Французская революция" художник возвращался на протяжении 20 лет. Максимилиан Робеспьер, Жорж Дантон, Камилл Демулен... В одном из писем к Н.Верещагиной-Розановой он писал: "Ты поймёшь мою любовь к некоторым героям; в них я вижу отражённость свою как в зеркале, пусть они называются другими именами, пусть ситуация их жизни иная - это не меняет верности видения".
Особое место в творчестве Соколова занимает серия "Страсти". Сам художник ценил эти работы: "... рисунки "Страстей", которыми я сильно дорожу и люблю, и без них будет самый существенный пробел в моём творческом наследстве; с формальной стороны также считаю, что там есть самое сильное ... из всего, что я сделал". В 40-е годы, находясь в тяжёлых условиях лагеря, Соколов продолжает работать, и создаёт удивительные миниатюрные пейзажи, которые посылает друзьям.
Живописные произведения мастера из собрания музея также можно разделить на группы. В городских пейзажах, написанных художником в 30-е годы, запечатлена "уходящая Москва". Особенно ценя возможности натюрморта, он неоднократно обращался к этому жанру, полагая, что в нём может быть дана характеристика человека и эпохи. "Мои натюрморты - это человеческая комедия, за ними - живые люди, эпоха..." - писал мастер в одном из своих писем. В созданных в последний год жизни натюрмортах с птицами наиболее остро воспринимается эмоциональное состояние художника, видимо, чувствовавшего приближение смерти.
"Возможность жить и бороться за жизнь даёт мне любовь друзей. Не имей их - я не знаю, что со мной было бы", - писал Соколов Надежде Верещагиной-Розановой, впоследствии ставшей его женой. Именно ей мы обязаны знакомству с эпистолярным наследием художника.
К сожалению, имя этой художницы едва ли известно зрителю. А между тем, она - замечательный график, подчас ничуть не уступающий М.К.Соколову. В конце 20-х годов Н.В.Верещагина-Розанова, дочь известного философа В.В.Розанова, брала уроки у М.К.Соколова. Работала в качестве художника в театрах Москвы, а затем - на студии "Союзмультфильм". В экспозицию включены её иллюстрации к сочинениям Ч.Диккенса и Л.Толстого, а также к "Книге Руфь". (Дорогина Е.А., Конусевич Ю.М., сотрудники отдела современного искусства СГХМ имени А.Н.Радищева)