НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка, посвященная 70-летию группы "13"

c 27 апреля по 30 июня 2001Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
Выставка "13" плюс 1", посвящённая 70-летию группы "13", открылась в музее имени А.Н.Радищева 27 апреля 2001 года и продолжит свою работу по июль месяц. На ней представлены рисунки и акварели художников группы "Тринадцать" и М.К.Соколова. Это - первый в музее широкий показ данной коллекции (в экспозицию включено около 100 листов). Она сложилась в последние десятилетия в результате целенаправленного собирательства. Большинство работ поступило от самих авторов или их наследников. Многие из них экспонируются впервые.

Объединение "13" (1929-1932) возникло в Москве как содружество графиков. Его организаторами и лидерами стали В.Милашевский и Н.Кузьмин, к тому времени имевшие богатый опыт творческой и выставочной деятельности. Название группы соответствовало числу участников выставок. Московскому зрителю были представлены две выставки (1929, 1931). (Между ними готовилась ещё одна, не состоявшаяся из-за раскола в группе). Членами и экспонентами "13-ти" на протяжении трёхлетней истории были 21 художник. Среди них - "отец русского футуризма" Д.Бурлюк, молодые выпускники ВХУТЕМАСа одарённые Т.Лебедева (Маврина), Над. и Н.Кашины, Б.Рыбченков, Л.Зевин, Р.Семашкевич, там же преподававшие "формалисты" А.Древин и Н.Удальцова, уже в ту пору известные художники, профессиональная актриса О.Гильдебрандт и литератор Ю.Юркун. Мастеров столь разных масштабов дарований, опыта, направлений и традиций объединила идея "поисков пластического языка, адекватного современности", стремление к непосредственному и свободному отражению окружающей действительности, утверждение права художника на индивидуальный внутренний мир, романтическое восприятие жизни. С деятельностью группы связано появление нового в отечественной графике XX века типа рисунка - в стиле "13" - быстрого импровизационного наброска, свободного и артистичного, обладающего принципиально новыми эстетическими качествами. К важнейшим из них идеолог группы В. Милашевский отнёс "темп исполнения" или "чувство времени". Другими словами, рисунок в стиле "13" должен был явственно сохранить все импульсы и движения руки художника, её свободный бег по бумаге, подстёгнутый быстро сменяющимися впечатлениями, ритмом самой жизни.

Стиль быстрого свободного рисунка открывал художникам широкие возможности в его использовании. Он оказался незаменим в передаче стремительных движений спортсменов и циркачей, отточенных "па" балерин, в фиксации мимолётных мгновений скачек, ускользающих эпизодов на улицах и пляжах - всего того, что стало излюбленными темами "13-ти". Наличие общих программных установок не исключало яркой индивидуальности каждого участника. Во многом это обусловлено особенностями их метода работы. Для лидера группы В. Милашевского "правда жизни", включавшая и точный пейзаж, и тип человека, и даже погоду того дня, была обязательным условием творчества. В художественных поисках некоторых других (например, В.Юстицкий, А.Софронова) большое место, помимо натурных зарисовок, отводилось творческому воображению, фантазии, что проявлялась в методе работы по памяти.

Зрители выставки увидят рисунки и акварели девятерых: В.Милашевского, Н.Кузьмина, Д.Дарана, О.Гильдебрандт, Т.Мавриной, составлявших "ядро" группы, участников первой выставки В.Юстицкого и Ю.Юркуна, а также участников последней выставки А.Софроновой и Ч.Стефанского. Не составив, быть может, исчерпывающий портрет "13-ти", они всё же дадут достаточно полное представление о ярком облике и своеобразной художественной направленности этого содружества. Существенно и то, что В.Милашевский, Н.Кузьмин, Д.Даран, лидировавшие в группе, а с ними В.Юстицкий и Ч. Стефанский биографически были связаны с Саратовом. Уроки Боголюбовского рисовального училища, впечатления от Радищевского музея были памятны им всю жизнь.

Выставка даёт возможность познакомиться с двумя этапами деятельности художников. Первый из них - работы рубежа 1920-30-х годов, непосредственно связанные с выставками "13-ти" (сердобские рисунки и кусковские "купанья" В.Милашевского, "Военный городок в Саратове" Н.Кузьмина, "Балерина Ольга Чаплыгина" Д.Дарана, "Жокеи" В.Юстицкого", "Пейзаж с рекой. Весна" О.Гильдебрандт, "Пейзаж с мостом" А.Софроновой и др.). Второй этап охватывает последующие десятилетия, поскольку многие участники группы сохраняли верность стилю "13" на протяжении долгих лет. В рисунках Т.Мавриной начала 1970-х, работах В.Милашевского и Д.Дарана второй половины 1930-1960-х тот же стремительный бег линий, та же юношеская порывистость, что и в рисунках рубежа 1920-30-х годов!

Идеи быстрого свободного рисунка, ярко воплотившиеся в творчестве художников группы "13", были близки в те годы многим мастерам. Живописец и рисовальщик Михаил Ксенофонтович Соколов (1886-1947) организационно не был связан с группой "13". (Впрочем, он не входил ни в одно из многочисленных художественных объединений тех лет). Однако стилистика его рисунков, их образы и темы обнаруживают несомненное сходство с некоторыми сторонами творчества "13-ти". Представленные на выставке листы из его программных циклов "Всадники и всадницы", "Дамы", "Странствующие комедианты" раскрывают не только тягу художника к импровизации, романтическим идеалам, свободе духа, но и свободу стиля, быстроту работы, увлечение выразительными возможностями незавершённости, стремительность ритма гибких линий и штрихов, складывающихся в изысканные образы.

Выставка, посвящённая 70-летию группы "13", - первый в музее широкий показ этой коллекции (в экспозицию включено около 100 листов). Она сложилась в последние десятилетия в результате целенаправленного собирательства. Большинство работ поступило от самих авторов или их наследников. Многие произведения экспонируются впервые. (М.Боровская, старший научный сотрудник, хранитель графики СГХМ им. А.Н.Радищева)

www.museum.ru/N4994
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.08.2019  x    ?  


День рождения Льва Толстого. Программа событий

Довлатов и его время. Вечер ленинградской поэзии 80-х годов

Ночь кино во Всероссийском музее декоративного искусства

Имена друзей как вехи. Всеволод Петров и ленинградская культура 1930-х-1970-х

Ночь кино в Доме-музее Марины Цветаевой

Выставка «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой»

«Дело Таганцева» и его эпилог

Программа Музея А.В. Суворова, посвященная Дню государственного флага Российской Федерации

Музыкальный пикник на форте Поспелова

Открытие выставки "Генерал, историк, археолог. К 180-летию со дня рождения Н.Е. Бранденбурга"

«Ночь кино» пройдет в музее Шолохова

Выставка Валентины Филипповой «Берега Оредежа» в Музее Ф.М. Достоевского

Кшиштоф Гералтовский. Польские индивидуальности

День памяти Марины Цветаевой

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия»

Выставка музея Шолохова на Белгородчине

Яблочный Спас в Суздале

Выставка «Художник-маринист Леонид Блинов» в Калининградском историко-художественном музее

Открытие залов постоянной экспозиции Новой Третьяковки

Ночь кино в Музее В.А. Тропинина

Выставка «Дом и дым», посвящённая 100-летию памяти Леонида Андреева

Усадебный праздник «Дары лета» в музее-заповеднике «Абрамцево»

Выставка «Бабушкина брошка рассказывает…» в Калининградском историко-художественном музее

"Ночь кино-2019" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Автографы Наполеона Бонапарта из собрания Исторического музея. К 250-летию со дня рождения

Лаборатория «Сделано в музее» определила своих будущих лаборантов

Выставка «Русский военный костюм» в Орловском краеведческом музее

Даня Акулин. Пенумбра

Персональная выставка Андрея Шенгелия «Дом моряка» в Центре книги и графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru