Камерный графический портрет как жанр возник в России в начале XIX века, достиг расцвета и получил широкое бытование в 1820 1830-е годы. К началу 1860-х он постепенно выходит из употребления и почти исчезает.
Рисованные и акварельные портреты в первой половине XIX века составляли неотъемлемую часть дворянского обихода и получили необычайно широкое распространение. В этих портретах отразился образ человека, принадлежавшего тому времени. Это было поистине «эпохи верное зерцало».
На выставке представлен русский камерный портрет в рисунках и акварелях таких ведущих камерных портретистов как П.Ф. Соколов, А.П. Брюллов, В.И. Гау, А. Молинари. Интересны работы К.-А. Шрейнцера, Г.-Д. Митрейтера, И.-Е. Вивьена де Шатобрена, а также неизвестных художников. Здесь можно увидеть два женских портрета кисти непревзойдённого акварелиста П.Ф. Соколова. Это «Портрет императрицы Александры Фёдоровны» и незаконченный «Портрет графини Орловой-Денисовой». Экспонируются также две работы сына художника, А.П. Соколова: «Портрет императора Николая I» и «Портрет неизвестного в сенаторском мундире». Особая прелесть детских лиц передана виртуозным мастером акварельного портрета В.И. Гау в «Портрете мальчика в красной рубашке» и «Портрете Марии Ивановны Бек в детстве».
Графический портрет передаёт живое, непосредственное впечатление и обладает особой эмоциональной выразительностью. В многочисленных акварельных портретах той эпохи, созданных известными и безымянными художниками, воплотились, говоря словами В.Г. Белинского, и «собственная индивидуальность мастера», «и век, и народ», качества, которые так дороги нам в портретном искусстве.