Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь Слову жизнь дана:
Звучат лишь Письмена.
И.А. Бунин
Тысячелетие рукописной церковнославянской книги на Святой Руси - явление феноменальное, и включает в себя огромный пласт русско-славянской культуры. В храмах и монастырях создается русское рукописное книжное искусство. Все виды этого искусства: от служебных Евангелий и житий святых до азбук и грамматик, характеризуют этот уровень четко и полно.
В течение трех дней, с 24 по 26 мая 2013 г., у посетителей Пушкинского Заповедника «Михайловское» есть редкая возможность – ознакомиться с рукописным ирмологием 1860 года, памятником русской православной культуры, который, как правило, не покидает хранилище. Выставка будет открыта в выставочном зале «Музейная почта» в д. Бугрово.
Ирмологий (ирмолог, ирмолой) (от ирмос (греч.) – «собираю», логос (греч.) – «слово», «мысль») – правословная богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди. Традиция составления ирмология как одножанровой певческой книги появилась в 10 веке в Византии.
Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов молитвенные песнопения, называемые ирмосами. Ирмологий полного состава содержит около 1050 ирмосов. В русской традиции существуют два вида ирмология – богослужебный, содержащий полные словесные тексты канонов, и певческий, включающий только ирмосы воскресных и праздничных канонов и другие песнопения. В выставочном зале «Музейная почта» представлен певческий рукописный ирмологий. Язык книги церковнославянский.
При написании книги использовались перо, орешковые чернила и киноварь. Киноварь – природный минерал алого окраса, на свежем сколе напоминающий пятна крови. Натуральная киноварь до 19 века широко использовалась не только в книгопечатной промышленности, но и в канонической иконописи.
Особым украшением книги служат рисунки-заставки, инициалы в начале текстов. Они выполнены переписчиком в технике вязи. Это декоративный тип письма. В нашем случае - «узор из переплетающихся между собою линий». Белые, красные и зеленые линии создают сплошной кудрявый узор, представляющий собою комбинации геометрических или природных мотивов. Основной рисунок буквы не деформируется, остается при своих геометрических линиях и служит как бы каркасом для вплетаемых и украшающих букву изображений растений, животных, реже - людей.
Форзац рукописной книги деревянный, обтянутый кожей с нанесением рисунка методом тиснения.
Выставка «И, пыль веков от хартий отряхнув…» положит начало целой серии событий, которые послужат делу просвещения народа. Надеемся, что к чуду православной книги, которое согревает наши сердца, прикоснутся не только люди, обогащенные опытом, но и молодое поколение.