Представленная к обозрению художественная выставка живописи и графики в залах усадебного дома-музея Ганнибалов отображает творческий путь Натальи Антоновны Аксёновой, научного сотрудника Пушкинского Заповедника, члена Союза художников Российской Федерации, на протяжении четверти века.
Наталья Аксёнова родилась в городе Кемерово. В ней рано проснулся некий феномен, наверное потому, что её, как говорят в народе, ещё в колыбели поцеловал Бог! Пытливый и ищущий художник, она с всевозрастающим стремлением через неустанный труд шла к заветной цели: к открытию тех закономерностей, по которым строится композиция на плоскости полотна и рождается картина. Особенно процесс поисков и познания увлёк её после успешного окончания Кемеровского художественного училища. Элементарный багаж уже был, что называется, при ней. Однако надо знать истинную художественную натуру, чтобы понять всю силу томительной неудовлетворенности и взыскательности к результатам своего труда - и, конечно, встал вопрос о продолжении учёбы в Академии художеств.
Пройдя отличную школу под руководством выдающегося русского художника Андрея Андреевича Мыльникова, академика Петербургской Академии художеств, Наталья Антоновна приобрела весьма широкий творческий диапазон, став и живописцем-монументалистом, и пейзажистом, и графиком. По окончании Академии судьба её связала с Пушкинскими Горами, где она обрела семью и творческую Мекку. С 1999 года она работает в Пушкинском Заповеднике и не на один день не расстаётся с живописью.
«Мир усадебной культуры, - говорит Наталья Антоновна, - связан с гением Пушкина, являясь его творческой лабораторией. Это та основа и тот источник смысла, из которого создаются образы, впечатления, интерес к деталям, интерес к познанию.
Несомненно, происходит это из сочетания каждодневной работы, когда ведёшь экскурсии, стараясь максимально не только раскрыть тему музейного сюжета, но и именно заинтересовать, создать образ неисчерпаемого вдохновения, где есть место каждому, кто желает прикоснуться к пушкинскому слову, оживляя это слово тем способом, который и даёт музейная среда.
Творить образы и впечатления, а также постоянно изучать предмет, над которым работаешь, это и роднит две, казалось бы, разные профессии, прочерчивая путь от экскурсии до палитры. Из разнообразных цветных кусочков настроений, словно краски на палитре, где намешаны цвета, которые спорят между собой, создают гармонию, живя в постоянном поиске, рождаясь и умирая, теряясь в памяти, складывается образ, отпечаток, изображение.
В мире усадебной культуры отношение к живописи всегда было особое: от создания целых галерей и собраний до фамильных портретов. Это, конечно, и портреты детей. Их внутренний мир особенно дорог сердцу. Круг дома как основа жизни. Портреты родных всегда были востребованы и служили звеном между поколениями. Семейные связи имеют огромное влияние на то, как мы развиваемся и в кого, в конечном счете, вырастаем. Создание традиций происходит, прежде всего, из праздников, которые также нашли отражение в работах на эту тему. «Рождество», «Масленица», «Семейный праздник у Ганнибалов» или катание на лодках в тишине белой летней ночи, где спускаются на воду макеты кораблей. И, быть может, разыгрывались целые сражения. Ведь в будущем сыновья Абрама Петровича станут морскими офицерами.
Другой эскиз к большому триптиху «Рождество у Ганнибалов». В этом наброске предстают прадед и прабабка А.С. Пушкина – Абрам Петрович и Христина Матвеевна. Они, как мы видим, и предлагают окунуться в праздничную атмосферу весёлого гуляния, где в отдалённой деревенской заснеженной усадьбе шум фейерверков и детского смеха подчёркивают неординарность, притягательность такого образа.
В следующей работе - «Ночь в музее», или «Призраки прошлого» - тоже есть своя необычность. В сумерках уходящего дня, в воздушных туманных потоках вполне могут появиться и пообщаться все те, кто жил здесь раньше. Для кого это место не пустой для сердца звук и кого уже нет среди живых, но кого хранят в памяти своей те посетители, которые и оживляют эти картины в своём воображении.
А вот «Пушкинский кабинет», напротив, рассеивает с первым лучом света, скользящим по стене, все иллюзии. Здесь идёт внимательное знакомство с предметами, вещами эпохи и целостным восприятием цвета и ощущения. Ведь во многом здесь возникал тот «незримый рой гостей, знакомцев давних» поэта-творца, которые и стали моей попыткой отображения в нескольких иллюстрациях. Это и «Арап Петра Великого». И «Моя родословная». И «Полтава». И «Евгений Онегин» (II – V главы).
Пейзажи Пушкинского Заповедника тоже могут быть иллюстрациями и своеобразной летописью этих мест. Например, сторожил петровских перемен, вяз над прудом. Написанный в 2009/10 годах на трёх холстах, он предстаёт в своём величии почти трехсотлетнего бытия, в разные времена года: осень, зима, весна. Вскоре большая часть этого необыкновенно красивого, словно танцующего дерева, была навсегда потеряна. Сейчас остался только высокий пень, вписанный фактурно стволом и корнями в склон мемориального пруда.
Всё не вечно, всё проходит, но то, что всё же остаётся, зависит от нас. Исходя из этой логики, пытаюсь в силу своих возможностей сохранить и донести всё, что возможно, в тех впечатлениях и образах, которые извечно волнуют наших современников».
Сегодня имя Натальи Аксёновой, как весьма даровитого живописца, вышло за пределы России и стало известно Европейскому сообществу. Её работы украшают музейные коллекции Пушкинского Заповедника и частные собрания как России, так и ряда стран: Франции, Польши, Ватикана, Швеции, Канады.
Б.М. Козмин,
заслуженный работник культуры РФ,
лауреат Государственной премии в
области литературы и искусства