Пасха – центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с благоговением, торжеством и радостью.
Праздник Пасхи получил название «царь дней» или Велик день. На Страстной неделе, в чистый четверг красили яйца, готовились к Пасхальному столу.
Яйцо задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. В христианстве оно приобрело новые символические значения.
Обычай красить яйца связывают с Марией Магдалиной, которая, придя к римскому императору Тиберию, подала ему яйцо с возгласом: «Христос воскрес!»
Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых: «В это также трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!» И в тот же момент белое яйцо стало алым.
Красное яйцо – символ воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникла новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Но это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.
Крашеные яйца в старину нередко представляли настоящие шедевры искусства. Первоначально яйца окрашивали только в красный цвет, позже - во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, символические знаки, различные изречения. «Писали» яйца специальными цветными красками и специальными маленькими крючками из тонкой проволоки, которые обмакивали в растопленный воск. Расписанные таким образом яйца окрашивались в местах, не тронутых воском. На разноцветно окрашенные яйца наклеивались из золотистой или серебристой фольги всевозможные украшения. Все эти трудоемкие работы выполняли с терпением, вдохновением, любовью и благоговением. Яйца, окрашенные любым способом, назывались «крашенками», а расписанные узорами – «писанками» Сложилась художественная традиция делать яйца из самых разнообразных материалов, появились коллекции сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, серебряных и золотых яиц с украшениями из драгоценных камней.
Большие пасхальные яйца подвешивались в церквях к наиболее почитаемым иконам. Нарядно декорированные, украшенные миниатюрами и орнаментами, с шелковыми бантами или кистями, они подвешивались и к домашним иконам или киотам. Яйца из папье-маше, исполненные лукутинскими мастерами, преподносились и ко двору. В росписях лукутинских пасхальных яиц изображались композиции Воскресения Христа, виды Московского Кремля, Троице-Сергиевой Лавры, храмов Василия Блаженного, Христа Спасителя и др.
В царствование императора Николая II по установленному порядку ежегодно ко двору предоставлялось для раздачи в праздник Пасхи от 1500 до 5000 фарфоровых яиц, в том числе сотни экземпляров с изображениями святых и церковных праздников.
Радостный и исполненный чуда обычай красить яйца и дарить их на Пасху друг другу продолжается и сегодня. Изготавливаются и сувенирные яйца из драгоценных металлов и камней, дерева, фарфора, стекла, папье-маше и других материалов. На нашей выставке представлены пасхальные яйца, выполненные на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, заводах Гарднера, фабрике Лукутиных, яйца-«писанки» конца XIX века.