Во все исторические эпохи игрушки выступали важнейшим элементом системы воспитания общества, цель которой – сохранение и продолжение традиций предков, овладение всеми видами народных искусств, обучение ведению домашнего хозяйства, подготовка к вхождению в социум и т.д.
Народная игрушка самобытна, интересна, связана с творчеством народа, фольклором. На протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие, в ней аккумулировались духовные идеалы и нормы народа, его история. В игрушках отразилась хозяйственная, культурная жизнь, искусство и трудовая деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру.
Национальный музей Республики Адыгея представляет выставку народных игрушек – клоунов и петрушек из частной коллекции Баракиной Елены Игоревны. На протяжении нескольких десятилетий Елена Игоревна собирала игрушки-клоуны, привозимые из самых дальних уголков мира, самостоятельно мастерила наиболее близкие ей петрушки. Авторская выставка привлечет внимание посетителя обилием (более 200 экспонатов) и разнообразием красочных игрушек: циркачи, трюкачи, акробаты в шутовских колпаках, веселые би-ба-бо, петрушки и т.д., выполненные из фарфора, дерева, стекла, материи, дополненные бытовыми повседневными аксессуарами. Выставка позволит проследить эволюцию самой игрушки, отношения человека к игрушке, степень ее присутствия в нашей жизни.
У слова «клоун» около 20 синонимов - актер, шут; артист, коверный, гаер, буффон, паяц, арлекин, фигляр, балясник, скоморох, эксцентрик, комик, полишинель, фарсер, мим, петрушки. В различные эпохи их задачей было развлечение публики, передача социально-значимой информации с бесшабашной разудалой веселостью, но при этом и с глубоко спрятанной грустью; разыгрываемые ими сценки из жизни украшались захватывающими приключениями и сюжетными линиями, бесконечной импровизацией и высмеиванием людских пороков.
В России Петрушки известны с 17 в. Русские кукольники использовали Петрушек-марионеток или перчаточных кукол. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний следует, что у Петрушки было полное имя - его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке. Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам как к существам, живущим собственной, отдельной от людей жизнью, но неразрывно с ней связанной.
Освоение духовных ценностей, накопленных человечеством и воплощенных в народной игрушке, изменяет духовный мир личности, а духовно богатая личность, в свою очередь, с этих позиций строит свои взаимоотношения с социумом. Совокупность игровых и реальных ситуаций создает наиболее благоприятные условия, при которых каждый человек может проявить особенности духовного мира и продвигаться в восполнении и обогащении социального опыта и в воплощении его в реальную жизнедеятельность собственным путем и темпом.
Выставка до 01.08.2013 г.