НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Птицы – вестники богов. Прикладное искусство Западной Европы ХVI-XIX веков

c 17 апреля по 29 сентября 2013Санкт-Петербург
Фигура Юпитера, сидящего на орле. Конец XVII в.
Часы каминные с группами ''Урок Амуру'' и ''Урок Амура''. После 1794
Тарелка с росписью ''Аллегория планеты Меркурий''. 1807
Часы карманные с изображением павлина. Конец XIX в.
17 апреля 2013 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка "Птицы – вестники богов. Прикладное искусство Западной Европы ХVI-XIX веков". Священные птицы часто появлялись в произведениях прикладного искусства в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников. Каждая птица Олимпа имела свой аллегорический смысл. Орел, посвященный Юпитеру, олицетворял силу и власть, павлин – птица могущественной супруги громовержца Юноны – величие и царственность. Сова связывалась с мудростью и была посвящена Минерве. Воинственный петух был спутником Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.

На выставке представлены более 100 экспонатов: резные камни и ювелирные изделия, предметы из серебра, фаянса и фарфора, шпалеры, мебель и ткани, произведения из бронзы, слоновой кости и эмали, вышивки и кружева. Выполненные в период с ХVI века по ХIХ век, они демонстрируют виртуозное мастерство художников прикладного искусства Италии, Франции, Германии, Англии и объединенные одной тематикой, показывают разнообразие ее восприятия в ту или иную эпоху.

Источников вдохновения для европейских мастеров прикладного искусства было множество. Они обращались к произведениям живописи как современных авторов, так и к творениям предшественников. Гравюры давали возможность воспроизводить оригиналы произведений прошедших эпох, а также предлагали самостоятельные композиции мастеров разных жанров. Коллекции антиков (резных камней, монет, мелкой пластики) знакомили с наследием древних. Творчество художников-орнаменталистов позволяло выбирать отдельные элементы или воплощать композиции целиком в самых разнообразных материалах. Но самым фундаментальным источником, из которого художники черпали свои познания, оставалось наследие античных авторов, писателей и историков. Наиболее востребованными были "Метаморфозы" Овидия, сочинения Гесиода "Происхождение богов" ("Теогония"), Геродота и других. Помимо самих текстов европейские мастера прикладного искусства использовали и иллюстрации к этим литературным произведениям, выполненные художниками эпохи Возрождения. Кроме того, ценным источником сведений об античной мифологии и литературе стали сочинения авторов эпохи Ренессанса. В. Картари (ок. 1531-1569) создал труд "Описание богов античности" ("Imagini colla sposizione degli dei degli antichi", 1556), в котором сконцентрировал свое внимание на иконографии античных богов. Снабженное иллюстрациями, издание несомненно представляло интерес как для современных художников, так и мастеров более позднего времени. Труд итальянского писателя и ученого Чезаре Рипа (1555-1622) "Иконология" ("Iconologia overo Descrittione Dell' Imagini Universali cavate dalla'Antichita et da altri luoghi") увидел свет в 1593 г. Эта энциклопедия по иконографии, многократно переиздававшаяся и переведенная на разные языки, предназначалась уже мастерам следующих эпох: барокко, классицизма, историзма.

Опираясь на такое богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. Птиц могли изображать соло, только со своим повелителем, как его доминирующий атрибут, иногда заключая изображение в орнаментальное обрамление. В многофигурных композициях, объединенных определенным сюжетом, они размещались, каждая возле своего господина. Многочисленные мифы давали возможность художникам в любом материале по-своему интерпретировать тему, подчеркнуть особенности птицы, сопровождающей того или иного бога. Без своих повелителей птицы были воплощением самого бога либо превращались в вестников – то карающих, то несущих добрую весть. Мастера активно использовали еще один вариант – птицы как декоративный мотив, сохраняющий символическое звучание. У орла подчеркивали силу и экспрессию, у павлина – величавость и многоцветье оперения, у лебедя – безупречность линий и пропорций, у петуха – воинственность и яркую декоративность, у совы – спокойствие и широко распахнутые глаза. В то же время они привносили в трактовку образа особенности времени.

Художников также привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала: блеск и сияние полированной поверхности металла, перламутра или фарфора, игру драгоценных камней, переливы шелковых нитей. В глиптике композиции, вырезанные в камне, позволяли любоваться и рисунком, и красотой самого минерала. Многослойные агаты, светящиеся солнечным светом сердолики, сардониксы – во всех этих творениях природы мастера отыскивали какую-нибудь "изюминку". Изделия из слоновой кости, помимо пластики объемов и шелковистой поверхности, пленяли своим теплым оттенком цвета, который прекрасно подходил для передачи обнаженного тела. Фарфор отличался мягкостью и податливостью в лепке форм, белизной глазури или яркостью полихромной росписи. А не покрытый глазурью бисквит придавал изделиям матовое приглушенное звучание. Серебро, как в скульптурной композиции, так и в рельефе, чаще имело полированную поверхность, блеск и сияние которой могло быть усилено позолотой, или матовую, даже шероховатую, проработанную гравировкой или другими приемами. Бронза отличалась своим золотистым солнечным цветом, позволяла моделировать отточенную форму, сочетать полировку с матовой проработкой металла. Текстиль благодаря цвету или фактуре создавал объемное и полихромное изображение. В ювелирном искусстве форма, линия, цвет усиливали яркость и красочность изделий, а драгоценные камни придавали произведениям особую выразительность.

Такое многообразие позволяло произведениям прикладного искусства не только украшать среду обитания человека и подчеркивать социальный статус владельцев. В качестве ценных подарков они были включены в арсенал средств для укрепления престижа власти и развития дипломатических отношений между странами.

Представленные на выставке экспонаты очень разнообразны по своему предназначению: часы и канделябры, предметы из настольных украшений и сервизов, декоративные панно, шпалеры, обивки мебели и стен, туалетные приборы, табакерки, записные книжки, броши, флакончики для духов и многое другое. Анонимные произведения соседствуют с выполненными известными мастерами. Некоторые из экспонатов выставки интересны своей необычной историей или принадлежностью царственным особам (предметы, которые входили в знаменитый сервиз с камеями Екатерины II, шпалера с портретом Александра I, подаренная русскому императору). Многие из экспонатов впервые покинули стены своих кладовых. Среди них есть экземпляры с неразгаданной до конца историей происхождения, но знатной родословной, как, например, экран для камина с гербами французского королевского дома, предназначавшийся брату короля Людовика ХVI.

Помимо символики изображений, экспонаты выставки несут в себе отпечаток времени, позволяют просто любоваться ими как красивыми изделиями, выполненными с высоким художественным вкусом.

Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог.

Куратор выставки – Татьяна Никодимовна Косоурова, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения

www.museum.ru/N49361
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru