26 октября 2012 года в Центре "Эрмитаж-Выборг" открылась выставка "Последний российский император. Семья и Двор Николая II на рубеже веков", на которой представлено 285 экспонатов из собрания Государственного Эрмитажа, охватывающих период с 1870-х годов до крушения Российской империи в 1917 году. Экспозиция выстроена в хронологическом порядке и рассказывает о жизни Николая II и его семьи на материале, включающем мемориальные вещи из собраний Зимнего, Аничкова, Александровского, Ново-Михайловского, Юсуповского дворцов, а также из собраний частных коллекционеров конца XIX – начала XX века.
Целый ряд произведений впервые участвуют в музейном показе. К таковым относятся тканые портреты Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны, предметы из гардероба царских детей. Впервые экспонируются рисунки художников А.А. Парланда и И.А. Шарлеманя с изображением императорских коронационных регалий и военных сцен времен Первой мировой войны. Немалый интерес представляют недавно приобретенные Эрмитажем подносные блюда и изящные аксессуары, подчеркивающие роскошь русского Двора: серебряный несессер с эмалью серо-голубого цвета, декорированный сапфирами в золотых оправах, сигаретница, а также фигурки животных и насекомых, выполненные известнейшими ювелирами рубежа XIX и XX веков И.С. Брицыным, И.Ф. Ольсониусом и Г. Вигстремом.
Выставка открывается разделом, посвященным периоду жизни великого князя Николая Александровича до его восшествия на престол. Представлены портреты его родителей – Александра III и Марии Федоровны, а также серии рисунков с изображением парадного приема императора и императрицы в резиденции германского посла и придворного бала в Николаевском зале Зимнего дворца. Мария Федоровна, к чьим советам Николай II прислушивался на протяжении всей жизни, после смерти мужа проживала в Аничковом дворце и, имея свой собственный Двор, с удовольствием принимала участие во всех официальных церемониях. Камер-казаки – личные телохранители вдовствующей императрицы – сопровождали ее во время всех путешествий. На выставке можно увидеть парадную и повседневную форму камер-казаков А.А. Кудинова и Т.К. Ящика.
Особый интерес вызывают произведения, связанные с церемониями бракосочетания и коронации Николая II и Александры Федоровны. Коронационные торжества, длившиеся с 6 (18) по 26 мая (6 июня) 1896 года, включали балы, военные парады, обеды, народные гуляния. По этому поводу были выполнены разнообразные сувениры – стаканы, стопы, кружки, раздававшиеся всем участникам празднеств. Среди подарков были изготовленные на Прохоровской Трехгорной и Даниловской мануфактурах платки с изображением Их Императорских Величеств и государственной символики.
Второй раздел выставки посвящен частной жизни Николая II. Царь много времени проводил со своей семьей. Иллюстрацией скромного образа жизни императорской семьи служат предметы из гардероба царских детей и их игрушки, среди которых обычные плюшевые зверюшки и куклы.
Важное значение в жизни Николая II, Александры Федоровны, их четырех дочерей и сына Алексея играла религия, о чем свидетельствуют представленные на выставке иконы. Среди них выделяется икона "Святой Серафим Саровский". Серафим Саровский был одним из наиболее почитаемых в царской семье святых, и икона с его изображением висела в кабинете императора. Николай II с супругой принимали участие в состоявшейся в 1903 году канонизации Серафима Саровского.
О дипломатических, военных, придворных, религиозных и иных церемониях рассказывают экспонаты третьего раздела выставки. В 1903 году в Зимнем дворце состоялся костюмированный бал, участники которого должны были явиться в маскарадных костюмах эпохи допетровской Руси. Император и императрица в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны вызвали всеобщее восхищение. Маскарад 1903 года был самым известным придворным празднеством времени Николая II и одним из немногочисленных светских мероприятий, на котором присутствовала императрица Александра Федоровна. В 1904 году по ее желанию в благотворительных целях был выпущен "Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце", содержащий гелиогравюры (способ глубокой печати) и фототипии (способ плоской печати). На выставке представлены как фототипии с изображением представителей Дома Романовых в маскарадных костюмах, так и поражающие своей красотой костюмы участников бала – герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого, графини Натальи Федоровны Карловой и других.
Заключительный раздел выставки посвящен последним годам правления Николая II, вместившим две войны, три революции и завершившимся гибелью царской семьи. События Русско-японской и Первой мировой войн показаны в произведениях графики известных художников Н.А. Богатова, Г.И. Нарбута и других. Желая поднять боевой дух солдат и офицеров, Николай II возложил на себя обязанности Верховного главнокомандующего русской армии и вместе с наследником-цесаревичем Алексеем Николаевичем отправился на фронт. На выставке экспонируются знамена, а также принадлежавшие императору и его сыну военные мундиры. Завершают выставку фотографии интерьеров личных покоев царской семьи, сделанные после штурма Зимнего дворца в 1917 году.
К выставке "Последний российский император. Семья и Двор Николая II на рубеже веков" подготовлен научный иллюстрированный каталог (СПб.: Славия, 2012). Куратор выставки – Ирина Михайловна Захарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.