Декоративно-прикладное искусство коренных народов Сахалина представлено в фондах Сахалинского областного художественного музея произведениями знаменитых мастеров, отражающими искусство конца XX – начала XXI в. В настоящее время в фондах музея насчитывается более 400 единиц хранения. Значительную часть коллекции ДПИ коренных народов Сахалина в фондах музея составляют элементы национального костюма: халаты, рукавицы, головные уборы, обувь и различные дополнения к одежде – наушники, нарукавники, рукавицы, перчатки, сумочки, кисеты.
На Сахалине проживают около 4 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера: нивхи – 2 844 чел., уйльта – 364 чел., эвенки – 340 чел., нанайцы 202 чел. (по данным на 2011 г.). За века близкого соседства в культурах коренных народов Сахалина сформировались общие черты. Все народы занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, оленеводством и собаководством. Основу религиозных представлений составляли анимистичные верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Но, несмотря на взаимопроникновение культур, традиции каждого народа, развиваясь самостоятельно, сохранили свои отличительные черты.
Традиционные изделия из дерева, ткани, кожи рыбы, бересты дополнены современными произведениями: панно, сумочками, салфетками, ковриками. Сдержанность цветовой гаммы и орнаментальных мотивов при гармоничном сочетании красок и выдержанности композиции – главное отличие изделий сахалинских мастеров.
У коренных народов Севера издавна существовала традиция изготовления круглых меховых ковриков, украшенных меховой и кожаной мозаикой, композиции узоров которых символизируют Солнце. При изготовлении ковриков использовались самые разнообразные материалы. Меховая мозаика придаёт изделию строгую красоту. Для создания нужного фона используется олений волос, сухожильные нитки. Для декоративной обработки применяются аппликация, переплетение различно окрашенных ремешков, наложение декоративных швов из белого оленьего волоса. Также используются комбинированные швы из ниток различного цвета, кожаных ремешков.
Хороший мастер умеет самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнит, что каждый узор предназначается для строго определённого изделия. Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл. Композиция узора должна соответствовать форме и размерам украшаемой вещи. Традиционно коренные народы Севера без предварительного наброска вырезали из бересты орнаментальные трафареты, а эвенки – детские игрушки в виде силуэтов животных, всадников на олене. Резьба по дереву традиционно считалась мужским промыслом. Эвенкийские и нивхские мужчины вырезают из дерева амулеты, посуду, игрушки, оригинальные макеты жилищ, модели транспортных средств.
В отличие от соседних народностей, нивхские мастера в резьбе по дереву не применяют красок, они стараются максимально использовать текстуру дерева, естественный цвет и блеск. Народные мастера учитывают бытовое назначение предметов, их форму: заполняя орнаментом свободные участки, подчёркивают конструктивные особенности изделия.
Представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства коренных народов Сахалина, созданные на основе многовековых традиций народных промыслов, свидетельствуют о сохранении и развитии в творчестве молодых мастеров уникальной самобытной культуры северных народов.
Сахалинская графика
Выставка сахалинской графики составляет небольшую часть музейной коллекции сахалинского искусства, отражающей значительный по времени период его развития 1960–2000-х годов. В её состав вошли произведения художников разных поколений и разной методологической направленности, объединённых общей идейно-тематической сахалинской спецификой. Среди них представители старшего поколения – Гиви Михайлович Манткава; Вениамин Александрович Ридель; Владимир Владимирович Тихомиров, которому принадлежит творческая инициатива в освоении сахалинской «целины» и основании островных традиций. Их работы, относящиеся ко времени утверждения патриотических идей в искусстве, несут в себе сахалинские приметы советского романтизма. Они исполнены оптимизма первопроходцев, открывающих для себя (и всей страны) достопримечательности дальневосточного островного края, к которым относятся особенности природной экзотики и жизни его населения. Творчество художников старшего поколения в 1960–1970-х годах отмечено утверждением на Сахалине школы традиционного изобразительного искусства.
Наиболее сложные по эмоционально-психологическому состоянию и стилистическому характеру работы относятся к рубежному периоду, разделяющему 1980-е и 1990-е годы. В сахалинском искусстве такие работы соединили в себе поздние тенденции «семидесятников» и настроения постсоветского времени. Они принадлежат островным «восьмидесятникам» – Наталье Сергеевне Кирюхиной, Нине Николаевне Наумовой, Дю Мен Су, Сергею Сидоровичу Поликарпову, составившим на Сахалине поколение художников-реформаторов. Их художественная практика, интуитивно сопряжённая с экспериментом, призвана ответить на требования нового времени, меняющего в отечественном искусстве не только изобразительный язык, но сами принципиальные основы творчества. Неизменной в искусстве нового столетия остаётся привязанность к сахалинской романтической традиции, дающей новому поколению художников осознание бесконечности и непредсказуемости развития мира, приближающей современного сахалинского художника к традиционно-дальневосточному мировосприятию.