С 27 марта по 15 мая 2013 года в Радищевском музее будет открыта выставка уникального произведения – скульптуры "Святитель Николай Можайский" конца XVII – начала XVIII века из Петровского краеведческого музея. Саратовскому зрителю предоставляется возможность ознакомиться с таким редким явлением в русском православном искусстве как деревянная скульптура, представленным в отечественных собраниях немногочисленными сохранившимися экспонатами.
В феврале 2013 года, после длительной и сложной реставрации, из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря в Радищевский музей вернулась деревянная скульптура святителя Николая. Скульптура была привезена в Саратов в 1974 году из Петровского краеведческого музея в составе коллекции деревянных статуй. Большая часть памятников была передана саратовскому музею, который мог предоставить им необходимые условия для хранения. Всю коллекцию, в том числе и "Святителя Николая", Радищевский музей отправил в Центральные реставрационные мастерские, где последний задержался на долгие годы из-за высокой степени разрушения, сложности технологии создания и необходимых реставрационных процессов.
Созданная из цельного куска дерева, кроме приставных частей – двух распростертых рук, скульптура утратила многочисленные фрагменты. Отсутствовали меч и "град", пальцы, большие куски древесины. Глубокие трещины с сильным расхождением вдоль всей основы угрожали целостности памятника. По древнейшей технологии скульптура была раскрашена, но красочный слой сохранился фрагментарно. За время существования памятника, красочное покрытие неоднократно поновлялось, нередко поверх шелушения. В процессе реставрации со всей поверхности скульптуры были взяты пробы и проведен физико-химический анализ. На личнóм выявлено от 7-ми до 12 слоев записи, на облачении от 3-х до 11-ти, с промежуточными защитными слоями. Далеко не на всех частях памятника сохранилась авторская раскраска. В то же время, все исследованные пробы показали наличие на саккосе первоначального полупрозрачного зеленого слоя – цветного лака, лежащего на золотом покрытии, что сразу позволило предположить раннее происхождение произведения. После трудоемких процессов по укреплению основы и послойного удаления записных слоев с поверхности скульптуры состоялось собрание ведущих специалистов по русской сакральной пластике, которые на основе анализа стилистических и технологических особенностей произведения пришли к общему мнению, что его можно датировать концом XVII - началом XVIII века.
Так как памятник поступил без четкой атрибуции, в Научно-реставрационном центре был определен иконографический тип скульптуры. Характерное положение распростертых в стороны рук, левая рука с обломком крепежного деревянного шканта от модели "града" - основные черты иконографии "Святитель Николай Можайский".
Первая статуя Николы Можайского была выполнена в XIV веке, после чудесного заступничества святителя во время осаждения татаро-монгольскими войсками города Можайска. По преданию, в ответ на молитвенное к нему обращение последовало видение: грозный святой Николай возник на небе. В одной руке он держал карающий меч, в другой – модель охраняемого города. Устрашенные враги в ужасе бежали от стен Можайска. Благодарные жители украсили Никольские ворота крепостной стены резной деревянной скульптурой святителя, в том виде, как он им явился. По другой версии данная иконография сложилась под влиянием западноевропейского образа воинствующего епископа с мечом и ктиторских композиций с изображением заказчиков храма или монастыря, которых обычно изображали с макетами зданий в руках. Как бы там ни было, образ святителя Николая Можайского стал одним из самых любимых и почитаемых на Руси. В течение нескольких веков в Можайск на поклонение приходили богомольцы от убогих и нищих до великих князей и царей. Наибольшее распространение изображения Николы Можайского получают в XVI – XVII веках, причем зачастую выполненные в скульптуре, которая сама по себе является редкостью в русском средневековом искусстве.
Деревянная скульптура была известна на Руси издревле. Многочисленные архивные документы дают представление о большом количестве не дошедших до нас скульптурных произведений, некогда украшавших русский быт. Учитывая языческое происхождение объемных резных статуй, церковные власти относились с предубеждением к этому виду религиозного искусства в православном храме. В музейных собраниях Саратовской губернии хранится около тридцати памятников народной скульптурной резьбы XVIII – XIX веков. Некоторые из них, в том числе и "Святитель Николай" были обнаружены 1974 году экспедицией Радищевского музея в запаснике музея города Петровска, куда они попали до 1923 года. Резные статуи происходят с северной окраины саратовских земель, часть которых сейчас принадлежит Пензенской губернии. Появление этой скульптуры и ее художественные особенности связаны с историей края. Северный лесистый край Саратовской губернии заселяли мордва, чуваши и татары. С XVIII века начинается активная колонизация края, сопровождающаяся крещением нерусских народностей и постройкой церквей. И хотя изготовление деревянной скульптуры неоднократно запрещалось, храмы продолжали украшать фигурами Спасителя и святых, что свидетельствовало о переплетении языческого мироощущения с христианством. Реставрация и изучение скульптуры "Святитель Николай Можайский" расширили представление о характере и временных рамках бытования народной деревянной пластики в Среднем Поволжье, и помогли сохранить саратовским музеям этот уникальный экспонат.
Ирина Ильина, заведующая сектором древнерусского искусства отдела русского искусства Радищевского музея