В рамках проекта "Выставка одной картины". "Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель". А.П. Боголюбов
Тема морских сражений занимала большое место в творчестве Алексея Петровича Боголюбова, который в молодости был офицером российского военно-морского флота. Одной из работ на эту тему является эскиз "Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель со шведским флотом", который поступил в Радищевский музей в 1885 году от автора. Произведение экспонируется в рамках проекта "Выставка одной картины".
Выставка приурочена к 189-й годовщине со дня рождения А.П. Боголюбова, основателя Радищевского музея.
Выставка работает с 27 марта по 30 июня 2013 года.
21 ноября 1860 года император Александр II заказал Боголюбову написать серию картин на темы морских побед эпохи Петра I. Не последнюю роль в этом сыграл успех художника, создавшего в середине – второй половине 1850-х годов серию графических работ и картин, посвященных морским сражениям Крымской войны 1853–1856 годов. Александр II уделял много внимания развитию и совершенствованию военно-морского флота, которого также коснулись его реформы. Не удивительно, что император интересовался и его историей.
Над "петровской" серией Боголюбов работал в 1860–1870-х годах. В нее вошло несколько батальных полотен – "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 года", "Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года", "Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года", "Сражение при Гангуте 27 июля 1714 года. Второй момент", "Сражение у острова Эзель".
Созданию картины "Первое сражение русского корабельного флота под командой Сенявина около острова Эзель" (Центральный Военно-морской музей) предшествовало несколько подготовительных работ, которые хранятся в собрании Радищевского музея. Это несколько рисунков, в которых художник намечает композицию работы, и уже упоминавшийся эскиз маслом. Все эти произведения созданы примерно в 1866-1872 годах. Их сюжет – одно из морских сражений Северной войны, которое произошло у острова Эзель 24 мая 1719 года.
Несколько шведских кораблей прибыли в район города Пиллау в Восточной Пруссии для того, чтобы конвоировать в столицу Швеции Стокгольм транспортные суда с зерном. Об этом стало известно в Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Капитану 2-го ранга Науму Акимовичу Сенявину было приказано немедленно идти в море, приняв под командование семь кораблей, и разбить шведов.
В ночь на 24 мая 1719 года русские моряки обнаружили между островами Эзель (Сааремаа) и Готско-Сандо три идущих без флагов шведских корабля (флагманский линейный корабль "Вахмейстер", фрегат и бригантину), начали преследовать их и утром приблизились к ним на расстояние пушечного выстрела. После двух предупредительных выстрелов русской эскадры шведы подняли свои флаги и вступили в сражение. Они попытались уйти от русских кораблей и поэтому вели главным образом огонь по рангоуту и такелажу судов русской эскадры. Во время перестрелки у русского флагманского корабля "Портсмут", на котором находился Сенявин, была сильно повреждена оснастка, и упали несколько парусов. Воспользовавшись этим, шведский флагман стал спасаться бегством, а шведский фрегат, атакованный одним из русских кораблей, приблизился с кормы к русскому флагману. Развернувшись к нему бортом, "Портсмут" дал сильный картечный залп. Понеся большие потери, шведский фрегат сдался. Спустила флаг и шедшая с ним бригантина. Русские корабли бросились в погоню за шведским флагманом. Немного позже к ним присоединился исправивший свои повреждения "Портсмут". Шведы решили сдаться, и капитан-командор А. Врангель приказал спустить на "Вахмейстере" флаг. Однако из-за перебитой оснастки это быстро сделать им не удалось. В то время русские корабли дали еще один залп, во время которого был ранен шведский капитан-командор. После этого шведы окончательно сдались.
Бой у острова Эзель продолжался свыше трех часов и закончился первой победой русского корабельного флота в открытом море, которая была достигнута исключительно с помощью артиллерии, без абордажа. Петр I назвал это сражение "добрым почином российского флота" и приказал создать в честь этого события медаль.
На эскизе Боголюбова изображен решающий момент битвы, когда русский флагман "Портсмут", несмотря на повреждения, дает мощный бортовой залп по шведскому фрегату. Как художник-реалист, Боголюбов стремится точно воспроизвести подробности сражения и в деталях воссоздать парусные военные корабли XVIII века. На картине изображены упавшие в море оснастка русского флагмана и сбитый парус. Несомненно, эскиз из Радищевского музея более "живой" и динамичный, чем сама картина. На последней панорама сражения производит впечатление статичной сцены с академически-спокойным видом сражающихся кораблей.
Марина Посохина, научный сотрудник отдела русского искусства Радищевского музея, кандидат искусствоведения