«Архнадзор» передал сегодня в ОАО «РЖД» президенту В.И. Якунину письмо двух авторитетных международных организаций по сохранению архитектурного наследия в защиту Кругового депо (1846—1851 гг., арх. К. А. Тон, Р. А. Желязевич).
Президент ИКОМОС-Германия (Международный совет по охране памятников и исторических мест) Йорг Хаспель, а также представитель Германии в Международном комитете по сохранению технологического наследия Норберт Темпель подчеркивают, что постройка К.Тона не имеет аналогов в мире и утрата его недопустима. Эксперты просят В.И.Якунина спасти депо, «не допустить его полного или частичного уничтожения, найти пути разрешения сложного узла противоречий между сохранением истории железных дорог и их развитием».
Между тем, 18 марта 2013 года в своем блоге (http://v-yakunin.livejournal.com/69403.html) президент ОАО «РЖД» В.Я.Якунин написал, что архитектура депо «была полностью утрачена», и к реализации утвержден вариант реконструкции, «максимально приближенный к историческому облику здания, но предполагающий демонтаж девяти радиусных ячеек-стойл». Реально это означает фактическое уничтожение части уникального здания и утрату им первоначального облика. Кроме того, это приведет к разрушению самого предмета охраны Кругового депо, утвержденного Мосгорнаследием.
Слова В.И.Якунина, к сожалению, свидетельствуют как минимум о том, что сам он никогда не видел Кругового депо и получает от своих помощников искаженную информацию.
На данный момент - в результате работ, проведенных самим же ОАО «РЖД» – депо «очищено» от поздних пристроек и напластований. Круговое депо сегодня напоминает римский Колизей: полный круг, великолепно сохранившийся исторический объем (за исключением купола) и кирпичные своды, которые для этого типа зданий больше нигде в мире не применялись.
Между тем, судя по записи в блоге В.И. Якунина, ОАО «РЖД» не отказалось от идеи разрушения постройки и Круговое депо по-прежнему, как и полтора года назад, находится под угрозой сноса.
Юрий Егоров 8 903 574 6926
Константин Михайлов 8 916 686 5623
***
Письмо немецких экспертов (перевод)
Уважаемый господин Якунин!
Нам стало известно, что в настоящее время решается судьба выдающегося памятника железнодорожной истории России и Европы. Круговое депо, входящее в состав ансамбля Ленинградского вокзала в Москве, находится под угрозой сноса.
Депо было построено великим русским архитектором Константином Тоном в середине XIX века, в период становления железных дорог в России. Кирпичные своды, использованные зодчим в конструкции депо, нигде в мире для этой категории зданий больше не применялись. Это позволяет говорить о том, что московское Круговое депо – уникальный памятник технологического наследия своего времени, обладающий большой ценностью, не имеющий аналогов в Европе и мире. В связи с этим утрату постройки нельзя допустить.
Как показывает опыт, с течением времени потребности в увеличении перевозок по железным дорогам входят в противоречие с необходимостью сохранения ценных исторических сооружений. Так происходит сегодня и с Круговым депо в Москве. Однако в Ваших силах не допустить его полного или частичного уничтожения, найти пути разрешения сложного узла противоречий между сохранением истории железных дорог и их развитием.
Некоторыми странами накоплен значительный опыт в вопросе сохранения и приспособления зданий такого типа. Так, в Берлине бывшее депо Anhalter Bahnhoff, построенное в 1880 году, в наши дни стало музеем железнодорожной техники; бывшее Круглое паровозное здание Round House в Лондоне - культурным центром. Бывший вокзал d’Orsay в Париже превратился в Музей искусств. Здание старейшего в Москве паровозного депо заслуживает такого же бережного отношения и варианты его нового использования можно найти.
Одним из возможных решений может быть передвижка депо от железнодорожной трассы. Подобный опыт в России уже есть. В период реконструкции Москвы в середине ХХ века многие исторические сооружения были передвинуты на новое место и сегодня продолжают радовать горожан. Вероятно, Вы сможете найти свободные площадки, на которых вполне реально разместить так необходимую сегодня новую железнодорожную инфраструктуру. В данном случае важен анализ любых альтернативных идей, позволяющих сохранить здание.
Уважаемый Владимир Иванович! Поиск оптимального решения – всегда очень сложный и длительный процесс. Но если компромисс будет найден и Круговое депо сохранят, это сделает честь Вам и Вашей компании, создаст «РЖД» имидж крупнейшего российского предприятия, которое ценит историю и культуру своей страны, ответственно подходит к вверенному ей архитектурному наследию.
Случай обретения депо «второй жизни» может создать замечательный прецедент в России, стать примером для других российских компаний. Не сомневаюсь, что европейские технические специалисты, реставраторы и историки транспорта с готовностью окажут «РЖД» всяческую поддержку. Со своей стороны, мы готовы оказать всю возможную консультативную помощь.
С неизменным уважением, Йорг Хаспель , Профессор, доктор наук, Президент национального комитета ICOMOS-Германия
Норберт Темпель , Дипломированный инженер, представитель Германии в Международном Комитете по сохранению технологического наследия (TICCIH), член правления DGEG (Германского общества по истории железных дорог)