НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Oбнаружена подпись великого фламандского художника Якоба Йорданса на одной из работ ЕМИИ

22 марта 2013Свердловская область
Якоб Йорданс ''Мелеагр и Аталанта''
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств произошло уникальное и радостное событие - обнаружена подпись на картине «Мелеагр и Аталанта», приписываемой мастерской великого фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса. При подготовке к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII – XIX веков» было выявлено разложение лака в нижней части картины, а после его регенерации слева стали явственно видны буквы: J JORDAENS FECIT (Я. Йорданс сделал). Предварительные исследования показали, что подпись лежит в авторском красочном слое. Нахождение подписи такого выдающегося мастера не только редкая удача и большое счастье для музея, но и огромная ответственность, требующая глубокого и всестороннего изучения произведения, которое будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу.

Начало такому изучению уже положено. Одним из его важных аспектов является история бытования картины. Она поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа, куда в свою очередь попала в 1920-е годы из реквизированного после революции частного собрания. Долгие годы считавшаяся копией работы на тот же сюжет, находящейся в Королевском музее изящных искусств в Антверпене, она, вероятно, именно по этой причине была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею.

В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции. Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелся разнохарактерный кракелюр, деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким.

Подобного мнения о картине «Мелеагр и Аталанта» из нашего собрания придерживаются и посетившие музей в прошлом году специалисты: Кристиан Фогелар - руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол голландского города Лейдена, Виктор Анатольевич Коробов – заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа. Они подтвердили, что данная картина - не копия, а произведение, выполненное в мастерской Якоба Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником.

Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции. Существует несколько вариантов и «Мелеагра и Аталанты». Работа из нашей коллекции почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но она несколько больше по размеру (екатеринбургская - 156,5х122,5, антверпенская - 152х120). Возможно, картина была надставлена в процессе реставрации - исследование ее краев говорит о неоднородности живописи. Но самое существенное отличие – это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке (репродуцирован в книге M.Rooses. Jacob Jordaens. His life and work, London - New York, 1908, с.12) и на эскизе (моделло) из музея Лихтенштейн в Вене.

Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Как сообщил нам сотрудник Королевского музея изящных искусств, на их картине нет авторской подписи, хотя ее стилистика и происхождение не оставляют никаких сомнений в ее подлинности. Автограф Йорданса, подобный тому, что обнаружен на нашей работе, мы находим на одной из первых датированных и подписных картин художника – «Поклонении пастухов» 1618 года из Национального музея Швеции в Стокгольме.

Якоб Йорданс - один из трех великих художников фламандского барокко XVII века - долгое время был только третьим после Рубенса и Ван Дейка, оставаясь в тени своих прославленных современников. Но сегодня его творчество вызывает огромный интерес и претерпевает определенную ревизию, о чем говорит, например, только что закончившаяся в Бельгии и переехавшая в Музей Фридерицианум в Касселе масштабная международная выставка «Йорданс и античность». Именно на ней экспонируется сейчас и родная сестра нашей картины - «Мелеагр и Аталанта», созданная мастером в 1618 году.

22 марта (пятница):

- начало пресс-показа для СМИ в 12:00, ул. Воеводина, 5

- получить аккредитацию и разрешение на фото- и видео- съемку, а также более подробную информацию о выставке можно:

Воронова Юлия, зав. сектором по работе со СМИ, +7 (343) 371 06 26, моб. +7 908 92 94 744,

www.museum.ru/N48903
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:www.emii.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 02.04.2020  x    ?  


«Оставайтесь на связи» - онлайн-выставка и программа мероприятий в Галерее "Нагорная"

Общее дело - новый конкурс Фонда Владимира Потанина

Марафон по истории искусства в «Академии Пушкинского»

#ТретьяковкаДома. План онлайн мероприятий на первую неделю апреля

Онлайн-трансляции Государственного исторического музея

#ВостокДома: искусство Японии

Свердловский областной краеведческий музей: 10 идей для длинных выходных в онлайне

Музей Анны Ахматовой онлайн: фильмы, лекции, спектакли и мастер-классы в новом формате

Стать частью истории ВДНХ теперь можно онлайн

#НаединесПушкинским: кнопка «Поддержи музей», онлайн-открытие выставки к юбилею Святослава Рихтера

Манеж (С.-Петербург) на связи!

Онлайн-выставка “Окна ТАСС” в Орехово-Зуевском городском музее

#НаединесПушкинским

Дарвиновский музей закрыт, но мы остаемся на связи онлайн!

Программа онлайн-трансляций Русского музея

Музей истории ГУЛАГа: музей закрыт, но мы онлайн

Юбилейная выставка К.А. Ляпина «Пастель»

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru