В круглой башне Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» открылась новая выставка «Русский север». Это один из проектов Общероссийской общественной организации «Смирновы России», созданной более 10 лет назад по фамильному признаку. Он является составной частью просветительского проекта «История России – россиянам», рассказывающего о наиболее значимых духовных, культурных центрах России, и реализуется при поддержке Российского фонда « Русский мир ».
Автор выставки - член Международной Федерации журналистов и Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», лауреат премии за лучшее освещение проблем культурного наследия на страницах российских печатных изданий Геннадий Викторович Смирнов.
На протяжении многих лет он совершает поездки по самым удаленным местам России с целью разыскать и разглядеть необычное, неординарное, а порой и уникальное в окружающей жизни. Все это отражено в многочисленных журналистских материалах и фотопроектах.
Особая тема в творчестве Геннадия Викторовича – «русский север», без регулярного посещения которого он не представляет своей жизни.
Эта суровая часть великой Родины всегда выступала прообразом, символом всей России, где берет истоки его родная культура.
Из-за своих природных особенностей — труднодоступности, неблагоприятного климата, скудности жизненных благ — Север всегда был местом испытаний, требовал от человека запредельных усилий и особой внутренней стойкости. Встреча с ним — это всегда отказ от привычного и комфортного. Он открывается лишь тем, кто способен пожертвовать сиюминутным, преходящим (в том числе и жизнью) ради вечных ценностей.
"Русской Фиваидой" назвал северные земли религиозный писатель Андрей Муравьев по аналогии с египетской пустыней, где селились когда-то . Поэтическое сравнение указывает, прежде всего, на многочисленность монастырей Белозерского края на северо-востоке бывшей Новгородской губернии, на протекавшую в их стенах интенсивную духовную жизнь. Белоозеро или Белозерье - коренная российская земля.
Начало «Северной Фиваиде» положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце 14 в. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде.
Заповедные земли Севера в разные времена становились прибежищем для искателей правды, духовных оппозиционеров. Они уходили, чтобы сохранить в чистоте духовные традиции. И всякий раз, когда в истории страны наступали трагические времена, взоры людей обращались сюда в надежде вновь обрести нравственные ориентиры и силу, необходимые, чтобы противостоять хаосу и раздробленности существования.
Увиденное и пережитое на севере за последние десять лет вызвало у автора острое желание рассказать людям об этом, используя универсальные возможности фототехники.
Представленная серия работ художественно отобразила своеобразие Соловецкого Спасо-Преображенского, Вологодских - Кирилло-Белозерского, Ферапонтовского, Спасо-Прилуцкого монастырей, Троице-Сергиевой Лавры, сыгравших весьма значимую роль в истории России. Посетителям представляется уникальная возможность прикоснуться и впитать в себя красоту русских духовных центров, со своим неповторимым историческим и архитектурным обликом. Эта выставка экспонировалась во многих городах России, а также во Франции, Испании, Панаме, Кубе, Германии и других.
Экспозиция «Русский север» получила эмоциональную наполненность благодаря еще и предметам из фондов Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость». Научные сотрудники представили рукописные книги ХIХ столетия, в них над словами прописаны особые крюки, по которым пели в церковном хоре. Над книгами работали, как правило, долго и очень кропотливо. Одни мастера занимались переплетом, другие рисовали цветными красками только заглавные буквы на фоне витиеватого орнамента, третьи переписывали текст. Передать атмосферу таинства православных богослужений помогут также предметы, предназначенные для свершения религиозных обрядов: подсвечники, лампады, кресты, кадильница, форма для пасхальных куличей и другие. Большую часть этих предметов передал доктор физико-математических наук Хрусталев А.Ф. Принадлежали они его отцу – репрессированному в 30-е годы священнику старообрядческой церкви, уроженцу станицы Ищёрской. Огромный интерес представляют иллюстрации с изображением старинных икон к монографии Н. Кондакова по истории иконографии. Этим уникальным эстампам, выполненным в технике фототипии и автотипии, хромолитографии, гелиогравюры уже боле ста лет.
Из огромной коллекции под названием «Техника» в круглой башне представлены фотоаппараты различных фирм и конструкций ХIХ и ХХ веков. Здесь посетители увидят так называемые «клапп-камеры» - складные аппараты с мехами, напоминающими гармошку. В одном из них сотрудниками музея был найден настоящий клад. Этот фотоаппарат подарил давний друг храма муз, ветеран ракетно-космической техники Никулин Г.Н. В деревянной кассете его были спрятаны облигации Государственного займа СССР и советские банкноты. Среди многообразия фототехники представлен и первый советский аппарат «Фотокор», несколько моделей знаменитой марки «ФЭД». В 1934 году его сборку наладили учащиеся Харьковской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, возглавляемой выдающимся педагогом А.С. Макаренко. В экспозиции представлена «вершина» советской фото промышленности – камера с зеркальной оптикой «Киев-60», первые автоматические фотоаппараты и др.
Уголок с чучелами животных поможет почувствовать суровые условия севера – места испытаний на прочность для всего живого, особой внутренней стойкости.
Мы приглашаем жителей и гостей города-курорта посетить в Кисловодском историко-краеведческом музее «Крепость» эмоционально, духовно и информативно насыщенный совместный проект « Русский север».