Выставка живописи и графики Юрия Лаврентьева.
12 марта 2013 года в 16.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиал Радищевского музея на Вольской, 33) откроется выставка работ Юрия Лаврентьева "У старой башни кормил художник птицу".
Творчество этого художника – явление не традиционное для современной саратовской школы живописи, с характерной для нее любовью к этюду, к широкому натурному изображению волжской природы. Напротив, картины Юрия Лаврентьева декоративны, детальны, словно сделаны из мельчайших элементов, которые совокупно создают целостный образ. Выбор такого оригинального метода, сложившегося уже к концу 1980-х годов, обусловлен и творческой биографией живописца, и его предпочтениями в искусстве.
Юрий Васильевич Лаврентьев родился в 1961 году, в Саратове. Получил классическое художественное образование, закончив сначала художественную школу, где его педагогами были Л.П. Бабушкина, Л.А. Гринеман, Г.Я. Харьков, а затем художественно-оформительское отделение Саратовского художественного училища им. А.П. Боголюбова, где занимался у В.А. Шкуновой, В.С. Успенского, Ю.Н. Бубнова. Несомненное влияние на его творческую манеру оказала и профессиональная деятельность: Юрий Лаврентьев работал заведующим декоративным цехом в саратовском Театре драмы им. К. Маркса, был художником-мультипликатором на саратовской телестудии "2-я Садовая", художником-оформителем в СГУ им. Н.Г. Чернышевского, с 1990-х годов проявил себя как дизайнер интерьеров. В 1997 году стал членом Союза художников России. С 1988 года Юрий Лаврентьев многократно участвует в выставках в Саратове, Москве, других городах России, а также за рубежом – в Дюссельдорфе, Гамбурге, Лейпциге, Бонне и др.
Параллельно живописец ведет активные художественные изыскания, всерьез изучая такие направления как русский авангард, примитив, с любовью исследуя технику иконописи. Так, в своем творчестве он во многом отталкивается от теоретических постулатов П.Н. Филонова, основателя направления аналитического искусства, в частности берет на вооружение его основополагающий принцип "сделанности" картины. В то же время геометрические очертания и доминирующая роль цвета на полотне роднит творчество Лаврентьева с антагонистом Филонова – Казимиром Малевичем. А в технике исполнения лиц персонажей картин, так похожих на лики, угадывается традиция византийской и русской иконописных школ. Однако ни в одной из работ Лаврентьева нет прямого цитирования, везде – лишь легкий намек, ассоциация.
Действительно, произведения Юрия Лаврентьева интеллектуальны и интертекстуальны, очень современны, в первую очередь, благодаря игровому началу, привлекательному для зрителя, угадывающего в его работах разнообразные культурные коды. О художественном методе и стиле Лаврентьева сказано достаточно много. Искусствоведы не раз отмечали среди центральных черт его живописи намеренное отсутствие фигуративности, предельную выверенность композиции, уникальные цветовые решения, сквозную тему города и, конечно, геометризм и декоративность. Если же говорить о графике художника, то здесь его талант и художественная манера раскрываются в иной ипостаси. В акварельных работах Лаврентьева на смену четкой градации цвета приходят тонкие переливы оттенков, в фигурах чувствуется особая музыкальность и пластичность. Но для обеих техник едина особая ритмика полотна, присутствие "ликов", уникальный эстетический язык.
На выставке "У старой башни кормил художник птицу" представлена живопись и графика Юрия Лаврентьева, а также работы, выполненные на дереве. В экспозицию вошли как известные, нашумевшие работы мастера, так и не знакомые зрителю вещи – неожиданный результат его творческих находок.
Выставка продолжит свою работу до 7 апреля 2013 года
Похазникова Ирина Сергеевна,
cтарший научный сотрудник отдела музеефикации "Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова"