С 24 января по 3 марта 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) будет проходить выставка "Россия-Германия: на перекрестке культур". Живопись. Рисунок. Гравюра. Декоративно-прикладное искусство. Произведения XV-начала XX вв. из фондов Радищевского музея. Выставка приурочена к перекрестному году России в Германии и Германии в России. Проект поддержан Посольством Федеративной республики Германия.
Немецкие издания – один из основных разделов книжной коллекции Радищевского музея. На выставке представлено около 50 немецких книг XVII – начала XX века из фонда редкой книги. Большинство из них выставляются впервые. Выставка проводится в рамках перекрестного года "Россия-Германия" (2012–2013).
В экспозицию вошли памятники книжного искусства XVII–XVIII веков на немецкой готике и латинском языке в цельнокожаных, с золотым тиснением, и пергаментных переплётах, с оригинальными гравюрами: "Польская республика" М.Х. Гарткноха (Франкфурт, Лейпциг, 1687), "Лапландия" И. Шеффера (Франкфурт, 1674), "6 сатир" Персия Флакка (Нюрнберг, 1765), «Чудеса земли, ада и планет, по рассказам очевидцев» Э. Сведенборга (Берлин, 1782).
Книга "Лапландия" ("Лаппония") выпущена в свет при жизни автора Иоганна Шеффера издателем Хр. Вольфом во Франкфурте-на-Майне на латинском языке. Посвящена она народу саамов. Для составления подробного рассказа о земле, культуре, быте, происхождении, религии и языке этого народа, населяющего северную окраину Европы, Шеффер использовал труды античных историков Тацита и Грамматика и обращался к священникам лапландских селений.
Главный литературный труд Э. Сведенборга "Чудеса земли, ада и планет", шведского ученого и изобретателя, мистика и богослова XVIII века, запрещённый к публикации цензурой, описывает духовный мир и объясняет его образование и устройство. Первый том открывает гравюра на меди Дж. С. Даршоу с портретом автора.
Берлинское издание грандиозного 36-томного сочинения французского естество-испытателя XVIII века Ж.-Л. Л. графа де Бюффо́на "Естественная история" с описанием множества животных и идеей о единстве растительного и животного мира, выходило с 1749 по 1788 год. На выставке можно видеть две книги этого автора: "Всеобщая естественная история" (Т. I) и "Естественная история птиц".(Т. I). Оба экземпляра сохранили оригинальный кожаный переплёт XVIII века и украшены гравюрами на меди с раскраской акварелью крупного немецкого живописца и графика Д. Н. Ходовецкого.
Из книг по географии следует отметить воспоминания о путешествии по Италии немецкого архитектора М. Нола «Дневник поездки в Италию» (Штуттгарт, 1877) в издательском переплёте и с литографией А. Гатлернихта на верхней переплётной крышке. Автор книги "Амазонка и Мадейра. Эскизы и заметки из дневника путешественника" (Штуттгарт, 1874) Фр. Келлер-Лёйзингер, по специальности инженер, пользовался известностью в художественном мире как живописец, рисовальщик и иллюстратор. Текст этого издания дополняют иллюстрации, созданные по натурным зарисовкам автора. В ксилографию их перевёл один из лучших в Германии того времени резчиков по дереву А. Клосс.
Известная мюнхенская литографская фирма XIX–XX веков Фр. Ханфштенгля, баварского художника и фотографа, выпустила цикл гелиогравюр к средневековой легенде о прекрасной Деве Рейна Лорелее, заманивающей своим пением моряков на скалы. Альбом, в изысканном кружевном переплёте, имеет сопроводительный текст немецкого поэта и писателя Ю. Вольфа.
Среди серийных изданий конца XIX–начала ХХ века выделяются две иллюстрированные серии по искусству "Монографии о художниках" и "Полное собрание классиков искусства", в изящных, с золотым тиснением издательских бумажно-тканевых переплётах, с золочёными обрезами.
Монографии знакомят с выдающимися мастерами западноевропейской живописи: Ф. Хальсом, А. Дюрером, Г. Гольбейном, А. Ватто – и, в том числе, с немецкими художниками: Г. фон Геркомером, Фр. фон Уде, Фр. Крюгером, М. Либерманом, Фр. Преллером, А. Л. Рихтером и другими. Серия "Монографии о художниках" под редакцией Г. И. В. Кнакфус издавалась в Билефельде крупнейшим немецким книгоиздательством А. Фелхагена и А. Клазинга (Velhagen&Klasing), созданным в 1835 году. Его основная продукция – широко распространенные иллюстрированные ежемесячники, исторические книги и учебники, географические атласы, иллюстрированные монографии и журналы.
Достойное место в коллекции редких немецких книг музея занимают подарочные иллюстрированные издания большого формата: "Потерянный рай" Дж. Мильтона и "Дон Кихот" М. Сервантеса с иллюстрациями выдающегося французского художника Г. Доре, а также "Фауст" И. В. фон Гёте с гравюрами на стали и меди, с концовками и заставками по рисункам исторического живописца и портретиста XIX века А. фон Лизен-Майера.
К числу интереснейших экспонатов можно отнести и миниатюрные выпуски "Готского альманаха", дипломатического и статистического ежегодника, выходившего с 1763 года в городе Гота. Это, своего рода, – генеалогический справочник "Кто есть кто", в котором помещались сведения о всех "высочайших" особах Европы. Четырнадцать выпусков, выходивших с 1834 по 1913 год, поступили в Радищевский музей в 1892 году из Румянцевского музея.
Кроме книг, зрители впервые увидят листы с фотолитографиями по работам немецких художников Фр. А. Каульбаха, А. Менцеля, Фр. Ленбаха, Э. Циммермана и других из двух выпусков издания "Дом художника. Праздничный подарок для друзей искусства" (Мюнхен, 1880, 1882). Вышли они в одном из старейших издательств Германии, основанном в 1597 году, – "Королевская придворная книга и художественный магазин Ю. Ф. А. Акерманна", которое кроме книг издавало и продавало роскошно оформленные подборки высококачественных репродукций в папках и художественные календари.
О. В. Чертилина