НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Рецензия на книгу: А. Успенский "Между авангардом и соцреализмом"

15 января 2013Саратовская область
А. Успенский ''Между авангардом и соцреализмом''
"Мы слишком часто и настойчиво ищем в истории искусства провозвестников будущего, пророков, и не всегда по достоинству ценим выразителей своего времени, воплотивших в своих произведениях его облик и его самоощущение. А ведь это заслуга не менее важная, дающая все права на память и уважение потомков", - эта сентенция уже ушедшего от нас опытнейшего искусствоведа и художественного критика Григория Островского вспомнилась при чтении интересно задуманной концептуальной книги Антона Успенского "Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов", опубликованной издательством "Искусство-ХХI век" в 2011 году.

Вероятно, подзаголовок стоило бы уточнить: речь в ней идёт не о собственно советской живописи, а о живописи означенного автором отрезка советского её периода. Будучи тематически, как правило, вполне советской, она официозным сознанием таковой не воспринималась. И в значительной мере по причинам стилистическим. Обречённость этих живописцев на второразрядный статус для многих оказалась пожизненной. Из-за нетривиальной тематики и персональной (не обезличенной) стилистики они были оттеснены на обочину тогдашнего художественного процесса живописцами с рекомендованными сюжетами, приемлемой властями и массовым зрителем образностью.

А в последующие десятилетия многие из них были основательно забыты, и только на рубеже 1950-1960-х годов некоторые мастера выплыли из затянувшегося "небытия" и впервые узнаны новым поколением художников, искусствоведов и зрителей. И этот процесс посмертного их воскрешения ещё продолжается, неуклонно приближаясь к своему окончательному завершению.

"Одной из величайших драм в нашем искусстве двадцатых годов стала борьба принципиально двух разных позиций. Главная альтернатива для искусства: отражать жизнь или организовывать жизнь путём формирования жизненного пространства. В условиях упомянутого противостояния идея художественной организации оказалась скомпрометирована, и победу торжествовала идея отражения. Это значило – искусство как будто встало на путь развития реалистических традиций", - утверждал в одном из интервью конца 1980-х А.И. Морозов. В такое, целом верное, наблюдение тоже нуждается в некоторых оговорках: прежде всего надо признать, что оно относится скорее к представителям т.н. "третьего пути" в искусстве, а не к характерным живописцам соцреализма.

"Философия авангарда предполагала не столько отражение бытия, сколько его преобразование, вмешательство в жизнь. Кстати, в этом смысле, "несмотря на консервативность изобразительных средств, соцреализм, конечно, стал наследником авангарда". (Е. Рейн). Художественный авангард стремился организовывать жизнь, а соцреализм, по сути, продолжил решение этой цели. Только задача его существенно изменилась: не организовывать жизнь средствами самого искусства, а помогать в этом тоталитарному режиму путём своеобразной "агитации за счастье", то есть пропаганды реальных и мнимых достижений новой власти, поэтизации героических усилий народа, под чутким её руководством преобразующего весь жизненный уклад страны. А консерватизм выразительных средств, несомненно, облегчал восприятие такого искусства массами.

Статья полностью расположена по адресу : http://radmuseumart.ru/news/index.asp?page_type=1&id_header=4859

www.museum.ru/N47985
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 07.12.2019  x    ?  


К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

Отказ от трона. Цесаревич Константин Павлович и император Александр I

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Программа Пушкинского музея на ярмарке Non/Fiction

Выставка «Снежная королева и “глобальное потепление”» в Музее К.А. Федина

«Зимний сад». Художественный проект Крокин галереи

Вернисаж новых выставок в Арт-центре "Пушкинская-10"

Мероприятия Всероссийского музея декоративного искусства в рамках проекта "Русские сезоны" в Германии

Выставка «Школа художника. Творческие мастерские РАХ» в Галерее искусств Зураба Церетели

47 ронинов. Легенда как искусство. Японская гравюра из собрания Кирилла Данелия

Выставка произведений Ильи Львовича Табенкина (1914-1988)

Программа Музея истории ГУЛАГа на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

«Кнут и пряник. Как любить ребенка?». Выставка в Толстовском центре на Пятницкой

ZooГрафика. Сергей Цигаль

Встреча с заслуженным художником России Анатолием Слепковым в Российской национальной библиотеке

XXXV областной фестиваль "Декабристские вечера" в Иркутской области

Выставка «Времена года» в Музее хрусталя им. Мальцовых

Миллионщики Злоказовы - лекция из цикла «Купцы старого Екатеринбурга»

Концерт «Николай Андреевич Римский-Корсаков и русская народная песня»

Рукописи известных деятелей науки и культуры на выставке в Российской национальной библиотеке

Кирилло-Белозерский музей-заповедник на V Международном форуме литературных музеев России

Андрей Платонов. Неизвестные материалы из архива Федора Левина

Акция «Экскурсия в подарок» в экспозиции «Абрамцево. Искусство XX века»

Отчетная выставка Ханты-Мансийского отделения «Союза художников России»

День памяти Василия Белова в Музее-квартире писателя

Выставка "Усадьбы Подмосковья" в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Программа участия Музея истории российской литературы имени В.И. Даля в ярмарке Non\fiction 2019

Выставка Андрея Пеплова "Живопись"

Детская интерактивная выставка-путешествие "Тайна Cиней птицы"

Выставка «Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник» в Музеях Московского Кремля


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru