15 декабря - 20 января
ЗАЛ ОЛИВЬЕ
ЦТИ Фабрика представляет выставку Юрия Гордона. Юрий Гордон - российский дизайнер, иллюстратор, шрифтовик, гравёр. Разговоры с ЮГ
— А что, поговорим?
Нет, не как на кухне — хотя, собственно, почему бы и нет.
Но лучше, все-таки, как у меня в мастерской — кто был, тот знает.
Круглый столик, чайник, картинки со всех сторон
и тихий, неспешный, в удовольствие разговор о высоком и о прекрасном.
— И о смешном.
— А как же :) И о дурацком тоже.
— А спорим?..
Конечно! На что? Только чур, как велел Володя Ефимов:
«Неважно, о чем мы спорим. Главное — как».
Так вышло: мне постоянно нужен собеседник. Хотя бы воображаемый. И даже хорошо, что воображаемый. Нет, не потому, что он лучше реального, а потому, что терпеливее — и всегда рядом.
И еще детские вопросы, оставшиеся без ответов реальных собеседников.
Почему такой задумчивый атлет в «Девочке на шаре»? Он устал?
Откуда китайские джонки в «Разговоре о Данте»? Ведь это венецианские гoндолы? Нет? Ведь сказано же: «Гoндолу бьет о гнилые сваи». Правильно, Иосиф? Oсип? Вот так все время: спросил, прислушался — иногда услышал тихий ответ.
Первый разговор состоялся давным-давно, когда решил подарить букет Пастернаку (понарошку, конечно). И вдруг картинка, вместо того, чтоб рисоваться, стала писать себя словами. Получился разговор — то ли с самим собой, то ли с кем-то невидимым рядом, в соломенном кресле-качалке, на веранде в июле. С тех пор, с серии «Поэты», слов в картинках становится все больше, и они все больше похожи на стихи.
Позже был длинный, в полтора года и девять выпусков, разговор с Гийомом в книге-газете Alcools. Гийом писал грустные стихи, «жгучие, как спирт», а метранпаж набирал их смешными буквами, печатал, клал в конверты и рассылал бесплатно по пятидесяти адресам от Омска до Баден-Бадена.
Лет десять назад пришли Силные Боги, да так и застряли в мастерской большими бумажными идолами. Боги говорили с моим альтер эго, профессором Квазимиром Младевичем, о своем, божественном — на странном б-жском езыке, гдечим больше ашыбк, тем свищенее текст.
А прошлым летом разговорились с Даниилом Ивановичем. На двадцать один лист наговорили: тройка, семерка, барабанные палочки! Даниил Иванович не любит детей, но и не кушает человечины, что бы там ни утверждали позднейшие историки.
Сейчас беседуем с Джорджо. Джорджо Моранди, живописец из Болоньи, знаете? Он пишет картинки своим друзьям-художникам, с которыми незнаком, а они отвечают в том же формате: Анри, Пабло, Кузьма, Роберт... Странные такие картинки, сшитые бумажками из бумажек. Почему так?
В общем, приходите на Фабрику с 15 декабря до 13 января разных годов. Поговорим обо всем этом, а еще о Книге про буквы II, которая как раз тогда выйдет из печати. И еще об одной книжке, новой — про текущее время. Буду рад всех вас видеть и слышать. Поболтаем, посмеемся... Главное ведь не о чем, а как :)
Ваш ЮГ
С 2008 в полемических выступлениях звучали характеристики Юрия Гордона как «наиболее востребованного шрифтового дизайнера в России — за последние годы им были созданы или переведены на заказ более 300 начертаний шрифтов для различных клиентов».
Для Юрия Гордона характерна необычайная широта диапазона — он делает одновременно текстовые, акцидентные, сверхакцидентные шрифты, леттеринг, каллиграфию, шрифтовые иллюстрации, визуальную поэзию, собственные арт-проекты, базирующиеся на типографике, муви-титры (сайт «Эсквайра», «Правила жизни»), разрабатывает программ для работы со шрифтом.