Оперный лекторий «Пора нам в оперу скорей».
Опера Дж. Верди «Отелло» в постановке миланского театра «Ла Скала».
К 145-летию со дня рождения Ивана Васильевича Ершова.
13 декабря в 17 часов в зале «Классика» Ярославского музея-заповедника состоится последняя в этом году встреча лектория «Пора нам в оперу скорей…».
В память о великом певце будет показан спектакль Миланского театра «Ла Скала» «Отелло» в постановке Ф.Дзеффирелли. Спектакль, поставленный в 1976 г., признан среди специалистов и знатоков лучшей, эталонной постановкой шедевра Дж. Верди. За пультом один из величайших дирижёров второй половины XX века Карлос Клайбер. В партии Отелло - Пласидо Доминго, Яго - Пьеро Каппуччилли, Дездемона – Мирелла Френи. Все певцы в момент исполнения находились на пике своей творческой формы и создали блестящие интерпретации героев вердиевской оперы. Композитор нашёл истинно шекспировский тон музыки: красота мелодий сочетается в ней с силой и правдивостью выражения. Ясность общих характеристик и сжатый музыкальный язык, лишённый всяких ложных украшений, делают «Отелло» одним из наиболее совершенных и бессмертных оперных шедевров.
Среди великих мастеров русского оперного театра Иван Васильевич Ершов занимает одно из самых почётных мест. Современники не раз сопоставляли его с Ф.И.Шаляпиным. Их объединяли мощь и глубина таланта, ярко выраженный национальный характер дарования, величие вокально-сценических созданий и общность происхождения. Оба они вышли из народа, оба испытали немало горя и унижений, достигли вершин мастерства и определили развитие реализма в русском театре. Но их артистические индивидуальности, самый характер творчества и жизненные судьбы отличаются коренным образом.
Высшие творческие победы И.Ершова связаны с операми Н.Римского-Корсакова (Садко, Гришка Кутерьма в «Сказании о невидимом граде Китеже»), Дж. Верди «Отелло» и особенно Р.Вагнера (Тангейзер, Тристан, герои «Кольца Нибелунгов»).
Его слава одного из лучших исполнителей вагнеровского репертуара дошла до устроителей Байрейтского фестиваля, но он не принял их приглашений, в том числе и потому, что был не согласен с трактовкой Козимой Вагнер обожаемых им опер.
К тому же, И.Ершов не любил записываться на граммофонные пластинки, в связи с чем он оставил очень немного записей. И как результат всего этого, И.В.Ершов уступал в известности не только Ф.И.Шаляпину и Л.В.Собинову, но и таким певцам, как Д.Смирнов, Н.Фигнер, Г.Бакланов и др.
Существовало явное несоответствие гигантского масштаба таланта певца и малой популярности его имени.
Музыка являлась стихией, в которой Ершов жил и творил. Он отдавал роли все мысли, сердце, чувства, словно играл и пел в последний раз. В его творчестве органически сочетались романтическое и реалистическое начала, правда чувств и страстей и патетика их выражений. За 33 года пребывания на сцене Иван Ершов создал около 60 партий.
Партию Отелло он впервые спел на сцене Мариинского театра в 1901 г., этой же партией он и простился с родным театром в 1929 г. И это был закономерный и оправданный выбор. Образ Отелло принадлежал к высшим созданиям великого певца, и подобно своему герою, он прощался со своей славой, мучительно переживая расставание со сценой.
Концертная деятельность певца продолжалась до середины 1930-х гг. С 1915 г. и до конца жизни в 1943 г. в эвакуации в Ташкенте, он был профессором Петроградской (Ленинградской) консерватории, подготовил для сцены блестящую плеяду исполнителей, в т.ч. С.Преображенскую, А.Иванова и др.
Автор идеи Лектория «Пора нам в оперу скорей…» Сезон 2012 /13 гг. «Памятные даты оперного искусства» и ведущий – Засл. работник культуры Юрий Александрович Иванов.