Министерство культуры РФ
Государственный музей изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина
представляют
выставку:
"У времени в плену".
Эрих Борхерт (1907-1944). Графика из семьи художника
5 декабря 2012 - 27 января 2013
ул. Волхонка, 12, зал № 31
Открытие с приглашением прессы:
5 декабря 2012 года в 16.00
ул. Волхонка, 12. Главное здание, Итальянский дворик
Выставка "У времени в плену" - дань уважения талантливому немецкому мастеру Эриху Борхерту (1907-1944), который почти 15 лет прожил в Советской России и погиб в сталинских лагерях. С начала второй мировой войны творчество "врага народа" было вычеркнуто из художественной жизни. И только в 1962 году, когда в результате усилий его семьи, Борхерт был посмертно реабилитирован и его честное имя восстановлено, искусство художника обрело вторую жизнь.
Эрих Вили Борхерт родился в Эрфурте (Германия) в 1907 году, в семье портного. После окончания школы работал на заводе и одновременно учился в местной школе прикладных искусств. В 1926 году он поступил в Высший Строительный институт Баухауз в Дессау, где преподавали Василий Кандинский, Пауль Клее, Оскар Шлеммер и другие мастера начала ХХ века, по влиянием которых сформировался монументально-живописный стиль будущего художника. После окончания Баухауза, по рекомендации его учителя Г. Шепера, Борхерт получил приглашение Совета Народного Хозяйства СССР работать в Москве в качестве специалиста по оформлению интерьеров. Германия в это время переживала экономический кризис, поэтому начинающий художник с радостью принял предложение.
В Москве Борхерт руководит группой художников, работавших в объединении "Малярстрой". В письмах домой он сообщает родителям, что у него очень много работы и он этому очень рад. Благодаря его деятельности во всех сферах отделочных работ интерьеров стали применяться новые более совершенные методы, а в архитектурное проектирование стали закладывать отделочные работы. В журнале "Малярстрой" он публикует ряд статей, в которых излагает свои соображения по оформлению интерьеров, подбору красок, проектированию света и т. д.
В 1931 году Борхерт женится на русской художнице Софье Матвеевой, работавшей вместе с ним в "Малярстрое", и в 1935 году у них родилась дочь Эрика. По окончанию двухлетнего контракта в 1932 году Борхерту предлагают продлить его. Художник остается в Москве. Этому решению способствовала последняя поездка на родину в 1932 году. Находясь в Эрфурте у родных, Борхерт стал свидетелем поднимающейся волны национал - социализма. Возвратившись Москву, он с тревогой наблюдал за переменами у него на родине, осознавая, что с приходом новой власти у него не будет возможности вернуться в Германию. В эти годы в Москве были созданы основные акварели и рисунки, которые позднее составят антифашистскую серию мастера, а также серии "Рабочие", "На стройке" и другие.
Во второй половине тридцатых годов меняется политическая ситуация и в Москве. В 1935 году закрывают "Малярстрой", на его месте возникает Госотделстрой. Многих сотрудников увольняют, в том числе и Софью Матвееву. Борхерт работает в этой организации до 1939 года. В 1936 году он подает заявление о получении Советского гражданства, но ему отказывают и предлагают обратиться в Германское посольство. Там от него требуют немедленного возвращения в Германию и отбирают паспорт. Художник вынужден обратиться к М. И. Калинину и Н.И. Ежову, отмечая, что в условиях фашистского режима он не может вернуться в Германию. Не получив ответа, Борхерт пишет И. В. Сталину. Спустя некоторое время, летом 1938 года он получает гражданство РСФСР.
В конце 1941 года Борхерта призывают в армию, но не на фронт, а в стройотряд на строительство Уральского алюминиевого завода в Каменск-Уральске, в ста километрах от Свердловска. В стройбате Борхерту обещают работу художника, но для этого нет ни материалов, ни условий. Он работает сначала чернорабочим, затем некоторое время художником в клубе, в детском саду, контролером билетов в парке. В этот период он создает свою серию антифашистских карикатур и эскизов антигитлеровских плакатов. В конце 1942 года его арестовывают и обвиняют в шпионаже. Следствие продолжалось 13 месяцев. В 1944 году он был осужден и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых работ. Художник попадает в КАРЛАГ, где умирает в сентябре 1944 года
Сегодня в российских музеях, кроме Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, работы Эриха Борхерта отсутствуют. В ГМИИ им. А.С. Пушкина его произведения попали из Государственного Музея Нового Западного искусства (ГМНЗИ), где оказались после персональной выставки художника 1933 года. Четыре работы (два рисунка и две акварели) были приобретены ГМНЗИ у автора. Документы, связанные с этой закупкой, будут представлены в экспозиции. Организация данной выставки стала возможна благодаря активному участию всей семьи Борхерта, которая предоставила Музею для экспонирования работы художника, среди которых акварели "Дома под коричневой крышей" (1931), "Женский пляж 1" (1931), "Агитация" (1932), а также рисунки "Демонстрация" (1932), "Мать" (1932), "Страх" (1933), "Религия на службе рейха" и другие.
Выставка графики Эриха Борхерта станет для российского зрителя своеобразным открытием этого интересного, яркого и многогранного мастера, оказавшегося "у времени в плену"