Центральный Дом Художника
Выставка «Мои первые 25»
ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВА
Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство
Москва
Открытие: 6.12 в 17-00
6.12–16.12.2012
11 зал
Моя выставка в канун 25-летия – это 25 лет в искусстве. Не 6 лет с первой выставки, не 7 лет с поступления в художественный вуз, не 2 года после получения диплома о высшем художественном образовании, не 10 лет с момента создания первых творческих работ. Жизнь в искусстве начинается с рождения, а не отмеряется с какого-то определенного рубежа. И пусть осознание себя художником пришло не сразу, зато каждый живописный момент в моей жизни отражается в последующем на холсте.
Вот картина «Продавец Иван Петров» по стихотворению Эдуарда Успенского «Воздушные шары», где и дети и взрослые сбегаются к охапке разноцветных шаров. Много лет назад в далеком январе 1992 года из Литвы к нам в Москву приехали друзья: яркие и нарядные в облаке ароматных духов, для меня как с другой планеты. Захотелось их удивить: а я болела и меня не стали наряжать к приходу гостей, тогда я решила нарисовать. Нарисовала быстро, акварельными красками эпизод из той книжки Успенского и показала. Меня, конечно, как и всех детей в трехлетнем возрасте, всегда хвалили, когда я рисовала, но здесь был просто фурор. Все мгновенно отвлеклись от взрослого разговора и стали восхищаться творением и восклицать, что я будущий художник. Тот рисунок не сохранился, но я написала его снова по памяти уже маслом на холсте и размером побольше раз в пять, чем утерянный оригинал. Память, а точнее способность запоминать сюжет и свое настроение – это еще более важный навык в творчестве, чем само умение рисовать, притом, что последнее, безусловно, важно.
В картине «Шмель» я изобразила себя с букетом полевого клевера, в котором перед грозой спрятался шмель, пока мы с мамой в бескрайних летних лугах собирали душистые цветы. Я не сводила глаз с уснувшего крепким сном шмеля, я очень сильно за него волновалась. Мы поставили букет в банку на подоконник перед открытым окном, и как только кончился дождь, он благополучно улетел.
Картина «1 сентября 1995 года, когда я пошла в первый класс» – это тоже автобиографический рассказ. На картине изображен знакомый каждому человеку серьезный и веселый день – Первое сентября. Ранним осенним утром у подножия лабиринта типовой застройки спального района Москвы открыла свои двери школа для счастливых в своем неведении о новой ступени социального существования детей. Вот они развеселой толпой бегут со всех сторон, праздничным трепетом прогоняя холодящий уже туман серой улицы, пусть ненадолго продлевая теплую радость лета в это раннее осеннее утро. Поток ярких букетов, белых бантиков спешит слиться в стройные ряды будущих учеников. На школьном стадионе, заросшем за лето высокой травой, перед зрителем предстают характерные лица 90-х. Уныние серых декораций многоэтажек растворяется ярким угасанием лета в морозящем тумане первого дня осени.
Для полноценной жизни в искусстве художнику мало смотреть только в себя, надо смотреть и не только вокруг, но и в прошлое и в будущее. В картине «Единственная жертва», где Диоген – древнегреческий философ и атеист не считал необходимым приносить жертвы богам в отличие от своих современников. Лишь однажды он все-таки изменил свое решение, раздавив на алтаре блоху… Знание древней истории позволяет мне самой погрузиться и увлечь зрителей в атмосферу античного храма – святилище древних богов.
Меня часто называют молодым художником, но лично я молодым художником себя не считаю. Все художники, пока они живы, молоды.
25 лет – это возраст, когда уже очень многое сделано, во всяком случае, должно быть сделано человеком, который работает с полной отдачей и хочет добиться многого.
Сайт www.ekaterinadmitrieva.ru