10 ноября 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения виолончелиста, музыкального критика, педагога Михаила Евсеевича Букиника. Для истории Саратова имя М. Букиника связано с его педагогической и общественной деятельностью, а также крепкой дружбой с Виктором Борисовым-Мусатовым.
Михаил Евсеевич Букиник родился в 1872 году в городе Дубно, в Украине. Кроме него в семье росли брат и две сестрёнки, все они стали профессиональными музыкантами. С большим трепетом Букиник вспоминал, как в возрасте 13 лет он поступил в Императорское музыкальное училище в Харькове. Для мальчика это было поворотное событие жизни. Затем юноша поступил в Московскую консерваторию. На сольных выступлениях и концертах он играл с музыкантами Сергеем Танеевым, Александром Гольденвейзером, Александром Гедике. Среди его сокурсников были такие великие в будущем музыканты как Александр Скрябин и Сергей Рахманинов.
После окончания Консерватории Букиник много концертировал, приехал в Саратов в 1899 году по просьбе Русского музыкального общества для развития музыкального образования. С этого года М. Букиник служил учителем теории музыки и хорового пения в Саратовском Мариинском институте благородных девиц.
Знакомство с Борисовым-Мусатовым не было случайным. Будучи человеком во всех отношениях европейским, Букиник сразу начал интересоваться культурной жизнью города, и художник, к тому времени вернувшийся из Франции, полный идей, малопонятных в провинции, оказался наиболее близким по духу, по масштабу своего мышления.
Букиник писал: "Я прибыл в Саратов впервые. Начал знакомиться с городом, узнал, что в нём есть музей, так называемый Радищевский музей, а при нём Боголюбовское рисовальное училище; есть городской театр, народный театр и Народная аудитория, а также Общество изящных искусств.
В местной газете я прочёл отзыв о выставке (местных художников). Касаясь вещей Мусатова, рецензент становился весёлым и развязным: "Девушка с агавой" похожа на прокажённую, у "Мальчика в феске" - яичница на спине и т.п."
Бывая во всех слоях местного общества, я встретился в одном доме с директором Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища, Рупини. Я стал расспрашивать его о художнике Мусатове и получил ответ. Что это "большой чудак, бог знает, что пишет". "Ты самоотверженнее всех ко мне относился " - напишет впоследствии Мусатов Букинику. В самом деле, музыкант не раз выручал художника деньгами, так как Мусатов не был богат, искусство отнимало и время, и силы, но долгое время не приносило ни признания, ни тем более дохода. Букиник доставал Мусатову билеты на концерты и в оперу и часто сам приносил инструмент и играл ему. Тесное общение позволяло музыканту наблюдать, как создавались произведения Мусатова, помогать в поисках натурщиц. Борисов-Мусатов, горячо любивший музыку, в свою очередь с фантазией разрабатывал эскизы афиш музыкальных концертов.
В это время в Саратове было заложено здание музыкального училища, которое открылось в 1902 году. Букиник был одним из преподавателей училища. Он автор многочисленных произведений для виолончели, ему принадлежит ряд педагогических сочинений. Однако он не ограничивался только преподавательской деятельностью. Театральные премьеры и концерты, их сильные и слабые стороны находили своё отражение в критических заметках музыканта, публиковавшихся на страницах "Саратовского листка". Много концертируя и сотрудничая с ведущими исполнителями того времени Букиник организовывал концерты и в Саратове, на которых звучали произведения Бетховена, Рубинштейна, Шумана, исполнявшиеся столичными музыкантами.
1902-1903 года – время создания В.Э. Борисовым-Мусатовым вершин своего творчества, таких как "Водоём", "Призраки", "Изумрудное ожерелье". Участие в столичных выставках, энергичное общение с широким кругом деятелей искусства привело художника к окончательному решению уехать из Саратова.
Букиник писал: "Когда осенью 1903 года я вернулся в Саратов, у Мусатовых уже шли приготовления к переезду в Москву. Перспектива разлуки с другом удручала меня. Мусатов утешал меня, говоря, что я буду приезжать к нему в Москву и рано или поздно туда перееду… Он подарил мне свою картину "Одиночество" с надписью: "Михаилу Букинику - члену английского клоба". "Саратовским английским клобом" друзья в шутку называли свой тесный кружок, в который также входили супруги Владимир и Надежда Станюковичи, жена В.Э. Борисова-Мусатова художница Елена Александрова.
Однако оставшись в Саратове, Михаил Евсеевич продолжал трудиться на поприще культурной жизни города. Так в январе 1904 года в Саратове состоялся значимый для любителей искусства музыкально-литературный вечер.
В Саратов приехал пианист Александр Гольденвейзер, и поэт Константин Бальмонт. В подготовке этого вечера приняли участие и молодые художники Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Спустя несколько месяцев весной по их инициативе в здании Дворянского собрания откроется выставка "Алая роза", вошедшая в историю искусств как первая выставка молодых художников-символистов. Отдавая дань своему старшему наставнику Мусатову, художники включили и его произведения, которые попросили на выставку из частных коллекций.
Осенью 1905 года во время первой русской революции Букиник был за границей и из газет узнал о скоропостижной смерти Мусатова (художник скоропостижно скончался 26 октября (8 ноября) 1905 года в Тарусе). Вернувшись в Россию, Букиник принял деятельное участие в организации посмертных выставок Борисова-Мусатова.
С 1906 года у виолончелиста было много выступлений в Москве. Он был учителем по классу виолончели в известном музыкальном училище сестёр Е. и М. Гнесиных, преподавал в Народной консерватории в Москве (1907-1918).. В 1919–22 – профессор Харьковской консерватории. В 1922 эмигрировал в США.
Живя в эмиграции, М. Букиник неизменно пропагандировал русскую музыку, сделал виолончельные транскрипции пьес П. Чайковского, А. Рубинштейна, Э. Направника и других композиторов. М. Букиник продолжал писать статьи о современных музыкальных событиях. Он автор воспоминаний о С. Рахманинове, П. Чайковском. В 1944 году на страницах "Нового журнала", издававшегося в Нью-Йорке, музыкант публикует воспоминания о Борисове-Мусатове, сохранившие для нас бесценные свидетельства о Саратове начала XX века и страницах жизни художника. В 1947 году Михаил Евсеевич Букиник ушел из жизни.
Элеонора Белонович, заведующий филиалом Радищевского музея музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова