Имя яркой художницы XX века Валентины Павловны Деопик не обладает пока еще достаточной известностью в российском культурном пространстве. Не следует, впрочем, искать парадоксов в противопоставлении определения «яркая художница» и словосочетания «не обладает известностью».
Биография Валентины Деопик во многом сродни судьбе нашего Отечества в ХХ веке: родилась она в годы первых серьезных революционных выступлений, а окончила жизненный путь в самом конце «перестроечного периода» – незадолго до исчезновения СССР и начала постсоветской эпохи. Политические и идеологические коллизии середины прошедшего столетия, разумеется, не могли не повлиять на творчество художницы. Но при этом, даже в самые суровые времена, Валентина Деопик в большой степени зависела только от себя самой и строила свою жизнь и творчество строго в соответствии с собственными принципами и взглядами. Может быть, поэтому творчество Валентины Деопик оказалось в свое время, как бы, вне «традиционных» рамок и не удостоилось того внимания, которого оно, бесспорно, заслуживает. Художница была весьма скромной в быту, никогда не гналась за известностью, не строила творческую карьеру, не умела приспосабливаться, придерживаясь своего твердого убеждения, что «художник должен всегда иметь свободные глаза».
Выставка, подготовленная друзьями и близкими художницы к 105-летию со дня ее рождения, обозначает наиболее яркие вехи насыщенной творческой биографии Валентины Деопик и демонстрирует ряд художественных предпочтений, которым она следовала всю свою жизнь.
Особого внимания на выставке заслуживают серии работ в жанре натюрморта и портрета. И, конечно, очень интересна «пушкиниана» Валентины Деопик. Ее Пушкин – это сотни работ, от больших полотен и скульптур до миниатюр, выполненных во всех техниках, включая скульптуру, ткачество, экспериментальные техники. Самые интересные пушкинские работы Деопик представлены на выставке.
Экспозиция выставки включает более 50 произведений Валентины Деопик. Выставка открыта в Выставочных залах ГМП в Денежном переулке до 2 декабря 2012 г.
Валентина Павловна Деопик родилась 5 (18) января 1907 года в Севастополе, в армянской семье. Через несколько лет семья переехала в Симферополь, где после семилетней средней школы Валентина окончила техникум изобразительных искусств. В 1926 году вместе с группой юных художников она приехала в Москву и поступила в знаменитый ВХУТЕМАС. Учителями художницы стали такие корифеи, как мастер плаката Д.С. Моор, график П.Я. Павлинов, живописец А.А. Дейнека. Не случайно темой дипломной работы Валентины Деопик стал «Плакат на производственную тему». В 1932 году В.П. Деопик вступает в МОССХ. Безусловное влияние на творчество В.П. Деопик оказали работы членов общества «Бубновый валет». Ее привлекали экспрессионизм Фалька, парадоксальность Лентулова, жизненный оптимизм Кончаловского. Репродукции же Сезанна – духовного отца бубновалетцев – Валентина Павловна хранила в отдельной папке. Однако, ни свободная творческая атмосфера ВХУТЕМАСа, ни постоянная внутренняя тяга к эксперименту не увели молодую художницу в абстрактный левацкий андеграунд. Более того, они укрепили в ней внутреннее ощущение реалистичности окружающего мира и обозначили чёткий вектор дальнейшей профессиональной деятельности, способствующий отображению этого мира художественными средствами.
Валентина Деопик – прежде всего, выдающийся колорист. В ней самой, в ее раскованной реалистичной живописи, во всем, что ее окружало, была какая-то особая простота, цельность и, одновременно, сочность, колоритность, насыщенность. И в жизни, и в работе она не терпела ничего лишнего, нещадно избавлялась от сомнительного, неудачного, обыденного.
С середины жизни Валентина Деопик все больше внимания начинает уделять поиску новых изобразительных средств. Практически каждый материал, который попадал к ней в руки, особенно в последние десятилетия, Валентина Деопик исследовала с точки зрения художественных возможностей. До самого конца жизни Валентина Деопик сохранила способность загораться, увлекаться новой идеей, могла говорить о ней очень долго, чувствовалось, как это для нее важно. Для себя она много писала об искусстве, любила говорить о том, как пишутся картины, систематизировать, порой – создавала собственные теории в искусстве, например, делая попытки соотнести мир цвета и звуки речи…